Проблема измерения способностей.Тесты на общий интеллект и показатель QI
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблема измерения способностей.Тесты на общий интеллект и показатель QI"
Автор работы: Юлия
Страниц: 39 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.
Интеллект это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.
Цель исследования: изучить историю проблемы измерения способностей и особенности тестов на общий интеллект и показатель IQ.
Задачи:
1) осуществить теоретический анализ проблемы измерения способностей и интеллекта в отечественной и зарубежной литературе;
2) эмпирически выявить уровень интеллектуального развития подростков.
Объект исследования: интеллектуальное развитие подростков.
Предмет исследования: способности и тесты интеллектуального развития.
Методы исследования:
- теоретический анализ;
- тест ШТУР;
- методики: «Исключение понятий», «Выделение существенных признаков», «Образование сложных аналогий»
Глава 1. Теоретический обзор проблемы измерения способностей в отечественной и зарубежной психологической литературе
1.1. Из истории измерения способностей
Способностями называют индивидуально-психологические особен-ности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности.
Общие - присущие всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре, учению, труду, общению
Частные - присущие не всем людям способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память; а также: профессиональные, специфические, особенные.
В тестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей.
Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Такие тесты наиболее широко используются при решении задач в области профотбора и профориентации.
Рассмотрим подход Б.М. Теплова к проблеме измерения способностей:
1) способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.
2) способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять.
3) способности не тождественны ЗУН. Способность не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity условие, возможность (связь с телом, организмом). Capacity анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход: возможности развития. (2) ability умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей. Выход: результат развития. Между ними «черный ящик». Изучение способностей изучение процесса их формирования (процесс реализации задатков). Способности задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков.
Измерение способностей: основатель дифференциальной психологии Ф. Гальтон (Англия). Впервые метод опроса (анкетирование). Для измерения тестирование (точный метод). Mental test умственный, психический тест. Тест короткое испытание с целью установить наличие, степень выраженности определенного свойства.
Сначала изучались совокупности способностей тесты на общий интеллект. А. Бине, Симон (Франция). Задача: выявить детей с различными способностями к школьному обучению. Понятие общего интеллекта: на житейском уровне мышление, т.е. «интеллектуальный» «ментальный» психический в целом. А. Бине не исследовал интеллект, а искал его показатели. Общее представление об интеллекте: только критерии отличия одной группы от другой. Тесты Айзенка: изучение интеллекта, а не способностей.
А. Бине: ограниченное число заданий (30) для выборки детей (3 13). Устанавливает группы заданий, которые успешно решаются детьми определенного возраста. Выделение «умственного» возраста. «Умственный» возраст набор заданий, которые успешно выполняется детьми определенного хронологического возраста. Успешно выполненная задача операциональный критерий для возраста.
США, Стэнфорд, 10-е годы. IQ процентное соотношение умственного возраста к хронологическому, показатель психического развития. Тест Стэнфорда-Бине (тест Векслера).
На основании измерения сложившихся знаний (операций) делаются выводы о будущих действиях. Проблема диагноза и прогноза. Готовность к решению задач - уровень IQ. Решение о повышении надежности и валидности теста. Надежность воспроизводимость результатов на новых испытуемых. Повышение надежности увеличение количества испытуемых, заданий в тесе, проб. Появляется возможность построить несколько заданий для каждой конкретной способности. Если решение нескольких заданий коррелирует между собой, то повышается их надежность. Валидность «полноценность» степень соответствия содержания выполняемого теста измеряемой способности или изучаемой деятельности. Если между способностями и задатками есть явная связь, то нет проблемы валидности (музыкальный слух и музыкальная способность).
Вместо диагностического возникает исследовательский подход. Построение структуры интеллекта.
Проблема базовых способностей. Проблема группировки тесов решения с помощью статистического метода факторного анализа (автор Спирмен). Факторный анализ установление корреляции результатов отдельных тестов. Анализ факторов выделение групп факторов, которые коррелируют между собой. Способность внутренний источник средств. Вопрос о названии для выявляемых групп. А) способность в психодиагностике психический процесс в общей психологии, их соотнесение. Б) обработка конкретного материала, с которым работает испытуемый. Базовая способность та способность, которая тестируется с помощью нескольких методик, и результаты этих методик коррелируют между собой. Например, работа с речевым, семантическим материалом (а) вербальная способность. В нее входит: понимание высказываний, темп речи, разгадывание анаграмм, придумывание рифм, порождение ассоциаций. Объем способности количество материала, которое в принципе может быть порождено. Индивидуальность (оригинальность) способности измерение частотных характеристик материала. Другие способности: (б) пространственная способность: восприятие пространственных отношений, наглядное представление объекта в различных ситуациях, порождение сложных конфигураций. (в) логический фактор: возможность составлять правильный силлогизм, возможность установить последовательность, возможность сравнить 2 суждения и др. (г) числовой фактор и др.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы измерения способностей в отечественной и зарубежной психологической литературе 4
1.1. Из истории измерения способностей 4
1.2. Тесты на общий интеллект и показатель IQ 11
Глава 2. Эмпирическое исследование интеллектуальных способностей 20
2.1. Методы и организация исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация результатов 22
Выводы 37
Список использованных источников 39
Приложение
Использованная литература
- Бизюкова И.В. Кадры. Подбор и оценка - М.: Московский рабочий, 1984. 338 с.
- .Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.-М. Просвещение, 1997. 300 с.
- Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. М: Академия, 1984. 200 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. М: Просвещение, 1997. 190 с.
- Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М: ПРЕСС, 1987. 320 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. 320 с.
- Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков //Вопросы психологии. 1983, №3, стр. 40-45
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - Москва, 1998.
- Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996
- Кон, И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение, 1980
- Немов, Р.С. Психология развития. - Москва, 1998.
- Лисина, М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М, 1998
- Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М. Педагогика, 1984
- Психологический словарь. М.:, Педагогика-Пресс, 1997. 350 с.
- Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения. М: Академия, 1987. 290 с.
- Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. М: ПРЕСС, 1984. 300 с.
- Психология личности (под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998
- Психология современного подростка/ под редакцей Д.И.Фельдштейна - М. Педагогика, 1987
- Словарь практического психолога. Минск, Харвест, 1997.
- Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 236 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка.// Вопросы психологии, 1985, №1
- Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности подростка. //Вопросы психологии, 1980, №4
- Фридман, Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. Просвещение, 1991
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы» Москва, 1993. 300 с.