Особые средства саморегуляции личности: проблема сигнификации.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особые средства саморегуляции личности: проблема сигнификации."
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 71 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сигнификации, создания особых средств саморегуляции личности, впервые была поставлена Л.С. Выготским (6,с.140). Однако традиционно под «средствами» понимались знаковые средства, в основном – речь. Традиция исследования речевого (знакового) опосредствования психической деятельности, в отечественной психологии восходит к работам Л.С. Выготского, его последователей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, а также их учеников. Проблеме знакового опосредствования посвящены сотни работ в области возрастной, клинической, общей психологии (см., в частности, 7, с.124; 69, с. 448).
Психологические исследования символа как средства опосредования и организации психики намного уступают философским и семиотическим как по объему, так и по значимости, придаваемой понятию символа. Частично это связано с отсутствием единого и четкого философского определения символа, маргинальностью понятия (40). По контексту, в котором употребляется понятие символа (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия; современные исследователи Е.В.Улыбина, А.Ф.Борбли) видно, что под символом понимается знак, дифференцированный от означаемого, но сохраняющий определенное содержательное сходство с ним (60, с.36). Л.С.Выготский и его последователи полагали, что символ играет существенную роль на стадии мышления в комплексах, когда слово выполняет в основном номинативную функцию – когда из общего класса объектов выделился их всеобщий эквивалент – символ; Ж.Пиаже считал символическую стадию в развитии интеллекта промежуточной между сенсо-моторной и знаковой стадиями (60, с.38). Наиболее обширные исследования символов и их роли выполнены в психоаналитической традиции – от Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга до Антала Борбли. Наиболее четко психоаналитическое определение символа сформулировано А.Ф.Борбли (77, с.923) как «один предмет, подразумевающий другой», зато приводимое им определение метафоры как «представления одного предмета в терминах другого» практически полностью совпадает с определением знака-символа Ч.С.Пирса (связь которого с означаемым полностью условна).
Подобный плюрализм определений и понимания роли символа в развитии и функционировании психики означает, что понятие символа относится к числу мало разработанных в мировой психологии, поэтому одной из основных задач работы является выработка непротиворечивого определения символа на основе анализа философских и семиотических концепций.
Исходя из заявленной темы исследования, его основными целями являются, во-первых, демонстрация психологического содержания понятия «символ», во-вторых, обнажение связи символа именно с саморегуляцией поведения личности, и, в-третьих, выявление некоторых свойств символа как регулирующей структуры на разных уровнях его развития.
Поведение в рамках данной работы понимается в русле культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и его последователей как (33, с.213; 7, с.122) как процесс активного овладения человеком внечеловеческой, а опосредованно – и человеческой (социальной) действительностью. Наиболее близким к проблеме регуляции поведения в таком ракурсе видится определение А.Р. Лурия (44, с.518) символа как «эмоционального знака». Автор экспериментально показал существенную роль символа в овладении аффектом, притом в его опытах преодоление острого аффекта при помощи письменной речи оказывается менее эффективным, нежели с использованием общеизвестного символа. Эти данные позволяют опереться на построенную А. Р. Лурия концепцию «слоевого» (уровневого) строения эмоциональных (символически организованных) процессов в экспериментально-теоретическом изучении генеза, строения и функционирования символа и его отличий от знака.
В работе проведено исследование становления символа как регулирующей структуры в опосредованной зрительно-предметной памяти, понимаемой в качестве модельной высшей психической функции у младших школьников, исследование юмористической реакции на критическое социально-значимое событие как модели мифа (символической формы) в современном обществе, и сравнение юмористической и знаковой реакции на событие для выявления различий в функциях знака и символа как средств саморегуляции личности.
Содержание работы
Введение.
Глава 1. Проблема символа в междисциплинарных исследованиях.
1.1. Определение символа. Проблема отношений символа и знака.
1.2 Миф как символическая форма.
1.3 Феномены юмора и смеха как современная форма мифа.
Глава 2. Проблема и задачи экспериментального исследования символических образований.
Глава 3. Анализ формирования символа и символической деятельности у младших школьников с нормальным и затрудненным психическим развитием.
3.2 Методика и задачи исследования.
3.3 Результаты исследования.
Глава 4. Юмор как индивидуальное отреагирование социальных явлений.
4.1 Фольклор и юмор в сети Интернет.
4.2 Методика и задачи исследования.
4.3 Результаты исследования.
Глава 5. Сравнительный анализ символической и знаковой реакции на критическое событие.
5.1.Результаты исследования.
Глава 6. Обсуждение результатов и выводы работы.
Заключение
Список литературы
Использованная литература
- «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста», п.р. Цветковой Л.С., М., МПСИ, 2001
- Алдер Г. "Техника развития интеллекта", М.- С-пб.,Питер, 2001
- Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности, Мир психологии,№1, 2004
- Асмолов А.Г. (рук.), Цветков А.В. «Юмор как показатель реакции на критические ситуации», в сб. материалов «Научной конференции студентов и молодых ученых МПСИ»,М.,МПСИ, 2003
- Асмолов А.Г. «По ту сторону сознания: методологические проблемы некслассической психологии», М., Смысл, 2002
- Асмолов А.Г. «Психология личности»,М., Смысл, 2001
- Асмолов А.Г. «Основные принципы психологической теории деятельности»/в сб. «А.Н. Леонтьев и современная психология», п.р. Запорожец А.В., Зинченко В.П. и .др., М., МГУ, 1983
- Бахтин М.М. «Понимание и текст»/ в «Хрестоматия по философии» п.р. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Проспект, 2001
- Бахтин М.М. «Дополнения и изменения к «Рабле»»/в сб. «Эпос и роман», С-пб, Азбука, 2000
- Бахтин М.М. «Эпос и роман», С-пб, Азбука,2000
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. «Социальная психология личности», М., Аспект-пресс, 2001
- Бернштейн Н.А. «Биомеханика и физиология движений», М.-Воронеж, МПСИ, 1997
- Блонский П.П. «Память и мышление», С-пб., Питер, 2001
- Выготский Л.С., Сахаров Л.С. «Исследование формирования понятий: методика двойной стимуляции»/в «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления», п.р. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В.
- Выготский Л.С. «Орудие и знак в развитии ребенка», собр. соч. в 6 т., т.6, М.,Педагогика,1983
- Выготский Л.С. «Лекции по психологии», собр. соч. в 6 т., т.2, М.,Педагогика,1983
- Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса», собр. соч. в 6 т., т.1, М.,Педагогика,1983
- Выготский Л.С. "Основы дефектологии", собр. соч. в 6 т., т.5, М.,Педагогика,1983
- Выготский Л.С. "Проблемы детской (возрастной) психологии", собр. соч. в 6 т., т.4, М.,Педагогика,1983
- «Гуманитарные исследования в Интернете»/ п.р. Войскунского А.Е., М., 2000
- Евин И.А. «Синергетика мозга и синергетика искусства», М.-Ижевск, Институт компьютерных исследований, 2003
- Ермолаева М.В. "Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками", М., МПСИ, 2002
- Жинкин Н.И. «О кодовых переходах во внутренней речи»/ в сб. «Общая психолингвситика:хрестоматия», сост. Седов К.Ф., М., Лабиринт, 2004
- Изард К. "Эмоции человека", С-пб., Питер, 2002.
- «Инновационное обучение: стратегия и практика», п.р. В.Я. Ляудис, М.,МГУ,1994
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. "Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников", М., РПО, 2001
- Красностанов Э. «Ритм в искусству и на производстве»/в сб. «Эстетика и производство» п.р. Л. Новикова, М., МГУ, 1969
- Кулагина Н.В. "Символ как средство мировосприятия и миропонимания", М.,МПСИ, 1999
- Курганов Е. «Анекдот – Символ – Миф», С-пб., Звезда, 2002
- Левин К. «Теория поля в социальных науках», С-пб., Речь, 2000
- Леви-Брюль Л. «Сверхъестественное в первобытном мышлении», М., Педагогика-Пресс, 1999
- Леви-Строс К. «Структурная антропология», М., Эксмо-пресс, 2001
- Леонтьев А.А. «Слово в речевой деятельности», М., УРСС, 2003
- Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики», М., Смысл, 2003
- Леонтьев А.Н. "Деятельность, сознание, личность", М.,Политиздат,1975
- Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», М., МГУ, 1981
- Леонтьев А.Н. «Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей ЦПКиО им. Горького»/в кн. «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева», М., Смысл, 1999
- Лосев А.Ф. "Знак. Символ. Миф.", М.,МГУ,1982
- Лосев А.Ф. «Диалектика мифа», М., Мысль, 2001
- Лосев А.Ф. «Символ»/в «Хрестоматия по философии» п.р. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Проспект, 2001
- Лотман Ю.М. «О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры»/в сб. «Семиосфера» п.р. М.Ю. Лотман, С-пб, Искусство-С-пб., 2001
- Лотман Ю.М. «О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры»/ в сб. «Семиосфера» п.р. М.Ю. Лотман, С-пб, Искусство-С-пб., 2001
- Лурия А.Р. "Высшие корковые функции человека", М.,Академический проект, 2000
- Лурия А.Р. «Природа человеческих конфликтов», М.,Когито- Центр, 2002
- Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М., Академия, 2002
- Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. «Психология телевизионной коммуникации», М., 2000
- Михайлова Ю.А. «Развитие эмоциональной регуляции у вспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет», Автореф. дисс. …к.псх.н., М., 2004
- Назаретян А.П. «Психология стихийного массового поведения», М., ПЕР СЭ, 2001
- Петренко В.Ф. «Основы психосемантики», Смоленск, СГУ,1997
- Плотинский Ю.М. «Модели социальных процессов», М., Логос, 2001
- Пропп В.Я. «Проблемы комизма и смеха», М., Лабиринт, 2002
- «Психологический словарь», п.р. В.В. Давыдов, М., Педагогика-пресс,1996
- Сайко Э.В. «Ритуал – особый феномен, структурирующий отношения как важнейшее свойство человеческой действительности», Мир психологии, №1, 2003
- Салмина Н.Г. «Знак и символ в обучении», М., МГУ, 1988
- Семенович А.В. "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", М., Академия, 2002
- Соболева М.Е. «Философия символических форм Э. Кассирера: генезис, основные понятия, контекст», С-пб., СпбГУ, 2001
- Соколова Е.Т. «Проективные методы исследования личнсти», М., МГУ, 1982
- Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности», М., Смысл, 1998
- Улыбина Е.В. «Карнавал и психоанализ – наложение пространств», Мир психологии, 4/2001
- Улыбина Е.В. «Психология обыденного сознания», М., Смысл, 2001
- Усанова О.Н. "Специальная психология", М., МПГУ,1990
- Флоренский П.А. «Иконостас», М.,АСТ,2001
- Фрейд З. «Остроумие и его отношение к бессознательному», С-пб. – М., АСТ,1998
- Храковский В.С., Володин А.П. «Семантика и типология императива: Русский императив», М., УРСС, 2001
- Цветкова Л.С. "Мозг и интеллект", М., Просвещение,1995
- Цветкова Л.С. "Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление", М., Юристъ,1997
- Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей», М.,РПО, 2000
- Цветкова Л.С. «Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение», М.-Воронеж, МПСИ, 2000
- Цветкова Л.С. «Афазиология: современные проблемы и пути их решения», М.,МПСИ, 2002
- Чиж В.Ф. «Психология злодея, властелина, фанатика», М., Республика, 2002
- Шахнарович А.М. «Общая психолингвистика», М., РОУ,1995
- Шмелев А.Г., Болдырева В.С. «Психосемантика юмора и диагностика мотивов»/ в сб. «Мотивация личности» п.р. Бодалев А.А., М., АПН СССР, 1982
- Шмелев А.Г., Бабина В.С. «Тест юмористических фраз»/ «Общая психодиагностика» п.р.Бодалев А.А., Столин В.В., С-пб., Речь, 2000
- Юнг К.Г. «Коллективное бессознательное»/ в «Хрестоматия по философии» п.р. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Проспект, 2001
- Amrhein P.C., McDaniel M., Waddill P. “Revisiting the picture-superiority effect in symbolic comparisons: Do pictures provide privileged access?”/Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 2002 Sep Vol 28(5) 843-857
- Anderson P. «Assessment and development of executive function (EF) during childhood»,Neuropsychol. Dev. Cogn. Sect. С, Child Neuropsychol., Jun;8(2), 2002
- Borbely A.F. «A psychoanalytic concept of metaphor», Int. J. Psycho – Anal., №79, 1998, pp. 923-934
- Eskritt M., Lee K. “"Remember where you last saw that card": Children's production of external symbols as a memory aid.”/Developmental Psychology. 2002 Mar Vol 38(2) 254-266
- Wyer R.S., Collins J.E. “A theory of humor elicitation.”/Psychological Review. 1992 Oct Vol 99(4) 663-688