Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особые средства саморегуляции личности: проблема сигнификации.

Особые средства саморегуляции личности: проблема сигнификации.

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особые средства саморегуляции личности: проблема сигнификации."




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 71 шт.



Год:2012

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сигнификации, создания особых средств саморегуляции личности, впервые была поставлена Л.С. Выготским (6,с.140). Однако традиционно под «средствами» понимались знаковые средства, в основном – речь. Традиция исследования речевого (знакового) опосредствования психической деятельности, в отечественной психологии восходит к работам Л.С. Выготского, его последователей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, а также их учеников. Проблеме знакового опосредствования посвящены сотни работ в области возрастной, клинической, общей психологии (см., в частности, 7, с.124; 69, с. 448).

Психологические исследования символа как средства опосредования и организации психики намного уступают философским и семиотическим как по объему, так и по значимости, придаваемой понятию символа. Частично это связано с отсутствием единого и четкого философского определения символа, маргинальностью понятия (40). По контексту, в котором употребляется понятие символа (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия; современные исследователи Е.В.Улыбина, А.Ф.Борбли) видно, что под символом понимается знак, дифференцированный от означаемого, но сохраняющий определенное содержательное сходство с ним (60, с.36). Л.С.Выготский и его последователи полагали, что символ играет существенную роль на стадии мышления в комплексах, когда слово выполняет в основном номинативную функцию – когда из общего класса объектов выделился их всеобщий эквивалент – символ; Ж.Пиаже считал символическую стадию в развитии интеллекта промежуточной между сенсо-моторной и знаковой стадиями (60, с.38). Наиболее обширные исследования символов и их роли выполнены в психоаналитической традиции – от Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга до Антала Борбли. Наиболее четко психоаналитическое определение символа сформулировано А.Ф.Борбли (77, с.923) как «один предмет, подразумевающий другой», зато приводимое им определение метафоры как «представления одного предмета в терминах другого» практически полностью совпадает с определением знака-символа Ч.С.Пирса (связь которого с означаемым полностью условна).

Подобный плюрализм определений и понимания роли символа в развитии и функционировании психики означает, что понятие символа относится к числу мало разработанных в мировой психологии, поэтому одной из основных задач работы является выработка непротиворечивого определения символа на основе анализа философских и семиотических концепций.

Исходя из заявленной темы исследования, его основными целями являются, во-первых, демонстрация психологического содержания понятия «символ», во-вторых, обнажение связи символа именно с саморегуляцией поведения личности, и, в-третьих, выявление некоторых свойств символа как регулирующей структуры на разных уровнях его развития.

Поведение в рамках данной работы понимается в русле культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и его последователей как (33, с.213; 7, с.122) как процесс активного овладения человеком внечеловеческой, а опосредованно – и человеческой (социальной) действительностью. Наиболее близким к проблеме регуляции поведения в таком ракурсе видится определение А.Р. Лурия (44, с.518) символа как «эмоционального знака». Автор экспериментально показал существенную роль символа в овладении аффектом, притом в его опытах преодоление острого аффекта при помощи письменной речи оказывается менее эффективным, нежели с использованием общеизвестного символа. Эти данные позволяют опереться на построенную А. Р. Лурия концепцию «слоевого» (уровневого) строения эмоциональных (символически организованных) процессов в экспериментально-теоретическом изучении генеза, строения и функционирования символа и его отличий от знака.

В работе проведено исследование становления символа как регулирующей структуры в опосредованной зрительно-предметной памяти, понимаемой в качестве модельной высшей психической функции у младших школьников, исследование юмористической реакции на критическое социально-значимое событие как модели мифа (символической формы) в современном обществе, и сравнение юмористической и знаковой реакции на событие для выявления различий в функциях знака и символа как средств саморегуляции личности.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Проблема символа в междисциплинарных исследованиях.

1.1. Определение символа. Проблема отношений символа и знака.

1.2 Миф как символическая форма.

1.3 Феномены юмора и смеха как современная форма мифа.

Глава 2. Проблема и задачи экспериментального исследования символических образований.

Глава 3. Анализ формирования символа и символической деятельности у младших школьников с нормальным и затрудненным психическим развитием.

3.2 Методика и задачи исследования.

3.3 Результаты исследования.

Глава 4. Юмор как индивидуальное отреагирование социальных явлений.

4.1 Фольклор и юмор в сети Интернет.

4.2 Методика и задачи исследования.

4.3 Результаты исследования.

Глава 5. Сравнительный анализ символической и знаковой реакции на критическое событие.

5.1.Результаты исследования.

Глава 6. Обсуждение результатов и выводы работы.

Заключение

Список литературы

Использованная литература

  1. «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста», п.р. Цветковой Л.С., М., МПСИ, 2001
  2. Алдер Г. "Техника развития интеллекта", М.- С-пб.,Питер, 2001
  3. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности, Мир психологии,№1, 2004
  4. Асмолов А.Г. (рук.), Цветков А.В. «Юмор как показатель реакции на критические ситуации», в сб. материалов «Научной конференции студентов и молодых ученых МПСИ»,М.,МПСИ, 2003
  5. Асмолов А.Г. «По ту сторону сознания: методологические проблемы некслассической психологии», М., Смысл, 2002
  6. Асмолов А.Г. «Психология личности»,М., Смысл, 2001
  7. Асмолов А.Г. «Основные принципы психологической теории деятельности»/в сб. «А.Н. Леонтьев и современная психология», п.р. Запорожец А.В., Зинченко В.П. и .др., М., МГУ, 1983
  8. Бахтин М.М. «Понимание и текст»/ в «Хрестоматия по философии» п.р. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Проспект, 2001
  9. Бахтин М.М. «Дополнения и изменения к «Рабле»»/в сб. «Эпос и роман», С-пб, Азбука, 2000
  10. Бахтин М.М. «Эпос и роман», С-пб, Азбука,2000
  11. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. «Социальная психология личности», М., Аспект-пресс, 2001
  12. Бернштейн Н.А. «Биомеханика и физиология движений», М.-Воронеж, МПСИ, 1997
  13. Блонский П.П. «Память и мышление», С-пб., Питер, 2001
  14. Выготский Л.С., Сахаров Л.С. «Исследование формирования понятий: методика двойной стимуляции»/в «Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления», п.р. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В.
  15. Выготский Л.С. «Орудие и знак в развитии ребенка», собр. соч. в 6 т., т.6, М.,Педагогика,1983
  16. Выготский Л.С. «Лекции по психологии», собр. соч. в 6 т., т.2, М.,Педагогика,1983
  17. Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса», собр. соч. в 6 т., т.1, М.,Педагогика,1983
  18. Выготский Л.С. "Основы дефектологии", собр. соч. в 6 т., т.5, М.,Педагогика,1983
  19. Выготский Л.С. "Проблемы детской (возрастной) психологии", собр. соч. в 6 т., т.4, М.,Педагогика,1983
  20. «Гуманитарные исследования в Интернете»/ п.р. Войскунского А.Е., М., 2000
  21. Евин И.А. «Синергетика мозга и синергетика искусства», М.-Ижевск, Институт компьютерных исследований, 2003
  22. Ермолаева М.В. "Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками", М., МПСИ, 2002
  23. Жинкин Н.И. «О кодовых переходах во внутренней речи»/ в сб. «Общая психолингвситика:хрестоматия», сост. Седов К.Ф., М., Лабиринт, 2004
  24. Изард К. "Эмоции человека", С-пб., Питер, 2002.
  25. «Инновационное обучение: стратегия и практика», п.р. В.Я. Ляудис, М.,МГУ,1994
  26. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. "Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников", М., РПО, 2001
  27. Красностанов Э. «Ритм в искусству и на производстве»/в сб. «Эстетика и производство» п.р. Л. Новикова, М., МГУ, 1969
  28. Кулагина Н.В. "Символ как средство мировосприятия и миропонимания", М.,МПСИ, 1999
  29. Курганов Е. «Анекдот – Символ – Миф», С-пб., Звезда, 2002
  30. Левин К. «Теория поля в социальных науках», С-пб., Речь, 2000
  31. Леви-Брюль Л. «Сверхъестественное в первобытном мышлении», М., Педагогика-Пресс, 1999
  32. Леви-Строс К. «Структурная антропология», М., Эксмо-пресс, 2001
  33. Леонтьев А.А. «Слово в речевой деятельности», М., УРСС, 2003
  34. Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики», М., Смысл, 2003
  35. Леонтьев А.Н. "Деятельность, сознание, личность", М.,Политиздат,1975
  36. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», М., МГУ, 1981
  37. Леонтьев А.Н. «Психологическое исследование деятельности и интересов посетителей ЦПКиО им. Горького»/в кн. «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева», М., Смысл, 1999
  38. Лосев А.Ф. "Знак. Символ. Миф.", М.,МГУ,1982
  39. Лосев А.Ф. «Диалектика мифа», М., Мысль, 2001
  40. Лосев А.Ф. «Символ»/в «Хрестоматия по философии» п.р. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Проспект, 2001
  41. Лотман Ю.М. «О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры»/в сб. «Семиосфера» п.р. М.Ю. Лотман, С-пб, Искусство-С-пб., 2001
  42. Лотман Ю.М. «О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры»/ в сб. «Семиосфера» п.р. М.Ю. Лотман, С-пб, Искусство-С-пб., 2001
  43. Лурия А.Р. "Высшие корковые функции человека", М.,Академический проект, 2000
  44. Лурия А.Р. «Природа человеческих конфликтов», М.,Когито- Центр, 2002
  45. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М., Академия, 2002
  46. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. «Психология телевизионной коммуникации», М., 2000
  47. Михайлова Ю.А. «Развитие эмоциональной регуляции у вспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет», Автореф. дисс. …к.псх.н., М., 2004
  48. Назаретян А.П. «Психология стихийного массового поведения», М., ПЕР СЭ, 2001
  49. Петренко В.Ф. «Основы психосемантики», Смоленск, СГУ,1997
  50. Плотинский Ю.М. «Модели социальных процессов», М., Логос, 2001
  51. Пропп В.Я. «Проблемы комизма и смеха», М., Лабиринт, 2002
  52. «Психологический словарь», п.р. В.В. Давыдов, М., Педагогика-пресс,1996
  53. Сайко Э.В. «Ритуал – особый феномен, структурирующий отношения как важнейшее свойство человеческой действительности», Мир психологии, №1, 2003
  54. Салмина Н.Г. «Знак и символ в обучении», М., МГУ, 1988
  55. Семенович А.В. "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", М., Академия, 2002
  56. Соболева М.Е. «Философия символических форм Э. Кассирера: генезис, основные понятия, контекст», С-пб., СпбГУ, 2001
  57. Соколова Е.Т. «Проективные методы исследования личнсти», М., МГУ, 1982
  58. Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности», М., Смысл, 1998
  59. Улыбина Е.В. «Карнавал и психоанализ – наложение пространств», Мир психологии, 4/2001
  60. Улыбина Е.В. «Психология обыденного сознания», М., Смысл, 2001
  61. Усанова О.Н. "Специальная психология", М., МПГУ,1990
  62. Флоренский П.А. «Иконостас», М.,АСТ,2001
  63. Фрейд З. «Остроумие и его отношение к бессознательному», С-пб. – М., АСТ,1998
  64. Храковский В.С., Володин А.П. «Семантика и типология императива: Русский императив», М., УРСС, 2001
  65. Цветкова Л.С. "Мозг и интеллект", М., Просвещение,1995
  66. Цветкова Л.С. "Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление", М., Юристъ,1997
  67. Цветкова Л.С. «Методика нейропсихологической диагностики детей», М.,РПО, 2000
  68. Цветкова Л.С. «Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение», М.-Воронеж, МПСИ, 2000
  69. Цветкова Л.С. «Афазиология: современные проблемы и пути их решения», М.,МПСИ, 2002
  70. Чиж В.Ф. «Психология злодея, властелина, фанатика», М., Республика, 2002
  71. Шахнарович А.М. «Общая психолингвистика», М., РОУ,1995
  72. Шмелев А.Г., Болдырева В.С. «Психосемантика юмора и диагностика мотивов»/ в сб. «Мотивация личности» п.р. Бодалев А.А., М., АПН СССР, 1982
  73. Шмелев А.Г., Бабина В.С. «Тест юмористических фраз»/ «Общая психодиагностика» п.р.Бодалев А.А., Столин В.В., С-пб., Речь, 2000
  74. Юнг К.Г. «Коллективное бессознательное»/ в «Хрестоматия по философии» п.р. Алексеев П.В., Панин А.В., М., Проспект, 2001
  75. Amrhein P.C., McDaniel M., Waddill P. “Revisiting the picture-superiority effect in symbolic comparisons: Do pictures provide privileged access?”/Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 2002 Sep Vol 28(5) 843-857
  76. Anderson P. «Assessment and development of executive function (EF) during childhood»,Neuropsychol. Dev. Cogn. Sect. С, Child Neuropsychol., Jun;8(2), 2002
  77. Borbely A.F. «A psychoanalytic concept of metaphor», Int. J. Psycho – Anal., №79, 1998, pp. 923-934
  78. Eskritt M., Lee K. “"Remember where you last saw that card": Children's production of external symbols as a memory aid.”/Developmental Psychology. 2002 Mar Vol 38(2) 254-266
  79. Wyer R.S., Collins J.E. “A theory of humor elicitation.”/Psychological Review. 1992 Oct Vol 99(4) 663-688


Другие похожие работы