Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности развития зрительно-предметной памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Особенности развития зрительно-предметной памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности развития зрительно-предметной памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 60 шт.



Год:2005

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По дан¬ным обследования школ и детских садов Москвы, более чем у 40% детей отмечаются различные от¬клонения в созревании и функционировании нервной системы. Такие дети испытывают трудности в овла¬дении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понима¬нии текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способству¬ет асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Сложная демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, усугубляется ухудшением состояния физического и психического здоровья детей всех возрастов. Особую тревогу вызывает увеличение распространенности перинатальной патологии и родовых травм, которые неизбежно оказывают негативное влияние на развитие нервной системы. Нормально протекающая беременность и роды, прошедшие без патологии, становятся исключением из правил. Это приводит к повышению распространенности отклонений, морфофункционального развития всех отделов нервной системы.

В нашей стране получены данные о 7 – 28%-й распространенности СДВГ среди младших школьников. СДВГ – один из достаточно новых диагнозов, который ставится детям со значительными проблемами в сфере внимания, импульсивностью и чрезмерной активностью.

Это расстройство на сегодняшний день является одним из самых распространенных нарушений психического здоровья в детском возрасте. В 1987 г. была проведена ревизия диагностических критериев в рамках «Диагностического руководства» (DSM-III-R) и стал применяться термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей. В DSM-IV СДВГ разделен на два подтипа – с гиперактивностью и без гиперактивности.

Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. СДВГ обычно сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. Таким образом, этот синдром относится к категории пограничных расстройств и находится в центре внимания медицинских, психологических, педагогических и других исследований.

Нейропсихология детского возраста, сосредотачивая свое внимание на исследовании онтогенеза высших психических функций в «норме» решает широкий круг практических и теоретических задач. В последние годы особенно интенсивно разрабатываются пути приложения нейропсихологического метода и нейропсихологического знания к решению проблем психического развития детей.

Несмотря на то, что нейропсихология детского возраста находится в стадии становления своего теоретического и методического аппарата, она позволяет: с одной стороны, узнать, какие функциональные системы оказались нарушенными, или в свое время, несформированными, и, тем самым, подойти к причине трудностей испытываемых ребенком; а с другой – она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь, в преодолении этих трудностей.

Актуальность исследования продиктована высокой распространенностью СДВГ среди детского населения, выраженными трудностями обучения и нарушениями поведения у детей этой группы. Социальная значимость проблемы определяется тем, что к подростковому возрасту у этих детей может наблюдаться нарастание поведенческих нарушений. Также данная работа является следствием запроса учителей.

Объект исследования - дети в возрасте 6-8 лет с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Предмет исследования - особенности зрительно-предметной памяти у детей с СДВГ.

Цель исследования - изучение особенностей зрительно-предметной памяти у де¬тей с СДВГ.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с СДВГ по сравнению с детьми с относительной нормой наблюдаются определенные особенности формирования зрительно-предметной памяти.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы о развитии зрительно-предметной памяти в детском возрасте; провести анализ современных представлений о природе и развитии синдрома СДВГ.

2. Выделить основные принципы построения исследования.

3. Выявить особенности развития зрительно-предметной памяти у детей с СДВГ.

4. Сравнить и проанализировать зрительно-предметную память у детей с СДВГ и у детей с относительной нормой.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме ……………………6

1.1 Нейропсихологический анализ онтогенетического формирования и развития зрительно-предметной памяти …………………………..…………..8

1.2Функциональные системы и их гетерохронное развитие…………………………………………………………………………..12

1.3 Теория системной динамической локализации ВПФ…………..…….16

1.4 Синдром дефицита внимания и гиперактивности. История изучения заболевания…………………………………………………18

1.5 Клинические проявления СДВГ…………………………………..……21

1.6 Этиология СДВГ…………………………………………………..…….27

Глава II. Эмпирическая часть исследования………………………………….29

2.1 Актуальность, цели и задачи, методология исследования…………………………………………………….…..30

2.2 Характеристика групп испытуемых………………………31

2.3 Методика исследования…………………………………...31

2.4 Результаты исследования и их обсуждение…………….. 43

Выводы………………………………………………………………………...53

Заключение……………………………………………………………………54

Литература…………………………………………………………………….56

Использованная литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под ред. Л.С.Цветковой Москва-Воронеж: «МОДЕК», 2001, С. 45 – 50, 78 – 93.
  2. Бадалян Л.О., 1987, Junsing et al., 1992.
  3. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти/хрестоматия под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова; Москва: ЧеРо, 1998, С. 63 – 118.
  4. Выготский Л.С. Психология развития человека; Москва: ЭКСМО, 2003, С. 72 – 89, 105 -114.
  5. Глейзерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Москва.1983, С. 239.
  6. Ермолаева М.В. Психология развития; Москва-Воронеж МПСИ 2003, С. 145 – 201.
  7. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени/хрестоматия под ред.
  8. Ю.Б.Гиппенрейтер; Москва: ЧеРо,1998. С. 36 -78.
  9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание; Москва - Воронеж: МПСИ, 1996, С. 113 – 151.
  10. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер,2002. -320с: ил.
  11. Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий// Динамическая психология: избранные труды. – М.: Смысл, 2001. - C. 472 – 495.
  12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: МПСИ,2000.
  13. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников/хрестоматия под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер; Москва: ЧеРо, 1998, С. 95 – 134.
  14. Когнитивная психология./ Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.-480 с.
  15. Корсаков Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети:
  16. нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников; Москва: Педагогическое Общество России, 2002, С. 245 – 304.
  17. Котягина С.Н. Особенности формирования психической деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией (Нейропсихологическое исследование ): Дис. … канд. психол. наук.: 19.00.04 Москва, 2003, С. 200. РГБ ОД, 61:03-19/426-8.
  18. Крайг Г. Психология развития, - Спб.:,2000, С. 492.
  19. Крайг Г. Психология развития. – Спб.:,2000, С. 481.
  20. Крайг Г. Психология развития. – Спб.:,2000, С. 482.
  21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте; Москва: Академия, 2003, С. 23 – 68.
  22. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников / хрестоматия под ред.Е.Д.Хомской; Москва: РПО, 1999, С. 103 – 114.
  23. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания / хрестоматия под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова; Москва: ЧеРо, 1998, С. 56 -68, 74 – 86, 206 – 267.
  24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики; Москва - Воронеж: МПСИ, 1997, С. 65 – 119.
  25. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003. – 439 с.
  26. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии; Москва: Академия, 2003, С. 54 – 56, 71 – 72, 90 – 91.
  27. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе; Москва: Институт практической психологии, 1997, С. 41 – 42, 79 – 80, 123 – 147.
  28. Лурия А.Р., Соколов Е.Н., Климовский М. О некоторых нейродинамических механизмах памяти / хрестоматия под ред. Е.Д.Хомской; Москва: РПО, 1999, С. 101 – 110.
  29. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных пожениях мозга. - М.: Издательство Академический Проект, 2000
  30. Мухина В.С. Психология детства и отрочества; Москва: ИПП, 1998, С. 16 -25, 30-32.
  31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1995.
  32. Общая психология: учеб. пособие/ Под. ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение,1981. С. 117.
  33. Основы психофизиологии. Под редакцией Ю.И.Александрова; Москва: ИНФРО- М,1998, С 18 – 39.
  34. Психологии памяти (хрестоматия). Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова; Москва: ЧеРо 1998.
  35. Рубинштейн С.Л. Память/хрестоматия под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер; Москва: ЧеРо,1998, С. 23 – 56, 73 – 127, 204 – 300.
  36. Семенович А.В. и др. Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. М. 1998.
  37. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание/ хрестоматия под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер; Москва: ЧеРо, 1998,С. 16 -26.
  38. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / хрестоматия под ред. Е.Д.Хомской; Москва: РПО 1999, С. 17 – 38.
  39. Хомская Е.В. Нейропсихология; Москва: УМК психология, 2002, С. 253 – 273.
  40. Шадриков В.Д. Способности человека; Москва-Воронеж: МПСИ, 1997, С. 57 – 89, 107 – 110.
  41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте; Москва: МПСИ, 1995, С. 84 – 125.
  42. Цветкова Л.С. Афазиология –современные проблемы и пути их решения. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 640 с.
  43. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 592 с.
  44. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М.: Издательство МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 2004 – 424с.


Другие похожие работы