Психология научения. Классическое и оперантное обуславливание, их значение в воспитании
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психология научения. Классическое и оперантное обуславливание, их значение в воспитании"
Автор работы: Елена
Страниц: 18 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Теории социального научения
Согласно теории социального учения Дж. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью таких понятий:
поведенческий потенциал - каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
на поведение влияет субъективная вероятность ее ожиданий, с которой, по мнению человека, будет определенное подкрепление после определенного поведения в определенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в этой ситуации, она быстрее усваивает необходимое поведение, которая отвечает ситуации и подкреплению);
на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкреплением: кто больше ценит похвалу, уважение со стороны других, кто – деньги, или более чувствителен к наказанию и т.п.);
на поведение человека влияет ее «локус контроля»: - экстернал или интернал, чувствует она себя «пешкой» считает, что достижение ее целей зависит от собственных усилий.
Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, содержит 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования» :
поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, является основанием социального признания;
поведенческие реакции приспособления, адаптации - это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.д.;
защитные поведенческие реакции - их используют в ситуациях, требования которых превышают возможности человека именно сейчас (это реакции отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушування т.п.);
техники избежания - поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, побег, отдых и т.д.;
агрессивные поведенческие реакции - это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика прочего, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека и т.д.
Согласно концепции американского психолога Макгвайр, поведение и поступки человека нужно классифицировать в зависимости от целей, потребностей, ситуаций. Потребность - это состояние когда человек имеет определенную необходимость (в пище, одежде, безопасности, любви и т.д.). Цель показывает, к чему человек стремится, какого результата хочет достичь. Одну и ту же цель можно поставить, имея разные потребности (например, три ученика поставили цель учиться отлично, но один - нуждаясь новых знаний, другой - из честолюбивых соображений сделать карьеру, третий - через материальную нужду: отец пообещал ему в случае отличной учебы купить мотоцикл).
Содержание работы
Введение 3
1. Теории социального научения 5
2. Типы обуславливания и их роль в процессе воспитания 9
2.1. Классическое обуславлевание 9
2.2. Оперантное обуславливание 10
Заключение 16
Список литературы 18
Использованная литература
- Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер: Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен — Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007 г.- 128 с
- Возрастная психология: И. В. Шаповаленко — Санкт-Петербург, Гардарики, 2007 г.- 352 с.
- Педагогическая психология: Т. С. Пак — Москва, Человек, 2010 г.- 96 с.
- Психология личности (комплект из 2 книг): РайСанкт-Петербургский Д.Я. — Санкт-Петербург, Бахрах-М, 2008 г.- 1056 с
- Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь: Н. В. Новоторцева — Москва, КАРО, 2006 г.- 144 с.
- Педагогика и психология: Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская — Санкт-Петербург, Гардарики, 2009 г.- 480 с.
- Психология и педагогика. Пространства взаимодействия: — Санкт-Петербург, НИИ школьных технологий, 2010 г.- 400 с.
- Психология и педагогика: И. В. Андреева, О. Б. Бетина — Москва, Эксмо, 2008 г.- 224 с