Индивидуальные способности памяти и способности человека
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Индивидуальные способности памяти и способности человека"
Автор работы: Юлия
Страниц: 36 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Память на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей теоретического и практического направлений. Изучение этого феномена одинаково важно для биологии, медицины, психологии, педагогики, философии. Не будет преувеличением сказать, что расшифровка механизмов памяти (механизмов обеспечивающих накопление, сохранение и воспроизведение информации) на разных уровнях — одна из важнейших задач биологии. Трудно переоценить значение исследований направленных на вскрытие механизмов памяти, для педагогической практики. Так значение временных закономерностей формирования памяти весьма важно для оптимальной организации урока. А представление о факторах, способствующих более полноценному запоминанию информации необ-ходимо как для повышения общей культуры мышления, так и для более четкого усвоения учащимися нового материала.
Одним из перспективных направлением в изучении психологии памяти является выявление связи данного познавательного процесса со способностями личности. Актуальность данного направления заключается в том, что память является универсальным процессом, который проявляется не самостоятельно, а как условие функционирования других психических процессов, в частности, общих и частных способностей, которые, в свою очередь обуславливают эффективность деятельности личности в самых разнообразных ситуациях.
Целью нашей работы является исследование памяти и способностей личности, а так же связи между данными видами познавательных процессов.
Объектом исследования является память и способности личности.
Предметом — связь между особенностями памяти и способностями личости.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные подходы к изучению памяти как познавательного процесса личности;
раскрыть содержание общих и специальных способностей как объекта психологического исследования.
провести эмпирическое исследование, направленного на выявление связи между преобладающим типом памяти и способностями испытуемых.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме взаимосвязи памяти и способностей 5
1.1. Общие представления о памяти, закономерностях ее функционирования и развития 5
1.2. Общие и специальные способности как объект психологического исследования 15
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между преобладающим типом памяти и способностями 26
2.1. База и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по Главе 2 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Использованная литература
- Вейн А.М., Каменская Б.И. Память человека — М.: 1999
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии — М.: 1989.
- Козаренко В.А. Учебник мнемотехники М.: 2002.
- Лезер Ф. Тренировка памяти — М.: 1988
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики — М.: 1986.
- Лурия А.Р. Внимание и памяти — М.: 1985.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития — Спб.: 2000.
- Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990.
- Подлиняев О.Л. Эффективная память — Иркутск: 2000.
- Психология памяти, под редакцией Н.Н. Корж (статьи) — М.: 1990.
- Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова — М: ЧеРо, 2000.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — т. II. — М., 1989.
- Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. — 1988. —Т. 1. — № 2.
- Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал, 1985г., т. 6, № 6, с. 41–48
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти — М.: 2000.
- Солсо Р. Когнитивная психология — М.: 2001
- Солсо Р. Мнемонические системы // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М: ЧеРо, 2000.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по воз-растной и педагогической психологии. — М., 1981..