Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Изменение представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоцинального выгорания

Изменение представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоцинального выгорания

МГУ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Изменение представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоцинального выгорания"




Автор работы: Елена
Страниц: 111 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность темы исследования. Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенным образом повышает требования, выдвигаемых к педагогам, деятельность которых направлена на всестороннее развитие личности ребенка, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации его потенциальных возможностей, способностей и потребностей. Педагогическая деятельность из-за перенасыщенности ее стрессогенными факторами требует от специалиста мощных резервов самообладания и именно поэтому, как свидетельствует ряд научных исследований (Л. М. Карамушко 30, В. А. Орел 48;49 , А. С. Старченкова 15, Т. В. Форманюк 64, А. Я. Чебыкин 65, C. Maslach 40, W. Shaufelі и др.), она относится к наиболее напряженным в эмоциональном плане видам работы. Одним из отрицательных следствий долго действующего профессионального стресса является синдром эмоционального выгорания.

Обобщение взглядов исследователей относительно проблемы эмоционального выгорания представителей социономических профессий (В. В. Бойко 7, Н. Е. Водопьянова 14, А. Н. Гнездилова 18, Н. В. Гришина 21, Т. В. Зайчикова 30, Л. М. Карамушко 30, В. А. Орел 48;49, Т. И. Ронгинская 53, М. М. Скугаревская 57, Э. С. Старченкова 15, Т. В. Форманюк 64, M. Burіsh, C. Chernіss, H. J. Freudenberger, R. T. Golembіewsky, M. Leіter, C. Maslach 40 и др.) дает возможность определить эмоциональное выгорание как феномен, который раскрывает личностную деформацию, опасность которой для специалиста состоит в эмоциональном истощении, обезличении, сокращении личных достижений и потенциально является самым восприимчивым фактором в профессиях данного типа.

Существующие исследования педагогической деятельности убедительно доказывают ее специфичность и потенциальную аффектогенность (Н. Ф. Голованова 19, Я. Л. Коломинский 31, А. К. Маркова 37;38;39, А. Я. Чебыкин 65 и др.). Эмоциональное выгорание педагогического работника и вопрос его психологического здоровья является актуальной проблемой современной педагогической психологии (Н. Ф. Голованова 19, Я. Л. Коломинский 31 и др.), психологии профессионального здоровья (Г. С. Никифоров 46 и др.) и т.п.. При этом исследователями подчеркивается, что эмоциональное выгорание приводит к таким отрицательным последствиям, как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие отрицательных установок по отношению к коллегам и ученикам и т.п..

Анализ состояния теоретической и экспериментальной разработки исследуемой проблемы позволил выделить такие ее аспекты: изучается и обосновывается сущность и структура эмоционального выгорания (Л. М. Карамушко 30, С. Д. Максименко 30, Э. Махер 67, M. Burіsh, E. Hartman, M. Leіter, C. Maslach 40 и др.), анализируются детерминанты развития эмоционального выгорания (М. В. Борисова 13, Т. В. Зайчикова 30, В. А. Орел 48;49, Т. В. Форманюк 64 и др.); разрабатывается психодиагностический инструментарий (В. В. Бойко 7, Н. Е. Водопьянова 14, Дж. Гринберг 20, Т. Н. Ронгинская 53, А. С. Старченкова 15 и др.); осуществляется поиск средств профилактики и коррекции указанного синдрома (Д. Г. Трунов 61 и др.) и т.п..

Обобщая вышеприведенные исследования, можно указать, что эмоциональное выгорание, главным образом, изучается как структурное явление (М. В. Борисова 13, Т. В. Большакова 10, В. А. Орел 48;49 и др.), или как процесс (Л. М. Митина 42;43;44, E. Aronson, A. Pіnes, R. Tіllett и др.). Тем не менее, такой важный аспект обозначенной проблемы, как переживание субъектом состояния эмоционального выгорания и как возможное последствие этого изменение представлений о будущем, является практически не изученным и остается без внимания исследователей. Это вызовет необходимость исследования эмоционального выгорания как события внутренней жизни личности через анализ процессуальной природы субъективных переживаний, то есть акцентирование внимания не на внешнем, в определенной мере изученном, аспекте проблемы, а на внутреннем. Именно такое направление исследования требует изучение индивидуальных отличий переживания эмоционального выгорания педагогов.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработка и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования «Изменение представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоционального выгорания».

Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании и эмпирическом исследовании изменений представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоционального выгорания.

Объект исследования - эмоциональное выгорание педагога.

Предмет исследования - изменений представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоционального выгорания.

Гипотеза исследования. Предположения о том, что эмоциональное выгорание взаимосвязано с представлениями о будущем.

Задачи:

- осуществить теоретико-методологический анализ проблемы эмоционального выгорания педагога; уточнить понятия и психологическое содержание феномена эмоционального выгорания; эксплицировать и описать компоненты переживания эмоционального выгорания, которые отображают его психологическую сущность;

- охарактеризовать особенности работы преподавателя;

- рассмотреть проблему профессиональных деструкций в развитии преподавателя;

- проанализировать важнейшие аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания у преподавателей;

- провести исследование влияния синдрома эмоционального выгорания на изменение представлений о будущем у преподавателей;

- подвести итоги проведенной работы.

Для решения поставленных задач, достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были избраны такие исследовательские приемы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; методы опроса (беседа, анкетирование), тестирование и наблюдение; методы самоисследования и самооценки личностных качеств педагога; математические и статистические методы обработки полученных данных.

Исследование проводилось в течение февраля – марта 2011 года на базе общеобразовательных учреждений г. Ульяновска. Тут нужно указать точно, каких именно учебных заведений

К основной выборке исследования было привлечено 30 педагогических работников. Это педагоги – предметники (русский язык и литература, математика, физика, химия, биология, музыка, физкультура, младшие классы), педагогический стаж которых составлял от 5 до 20 лет.

Структура работы: работа состоит из вступления, трех разделов, списка использованных источников и приложений.

1.1.3 Диагностика эмоционального выгорания

Психологический словарь дает нам такое определение эмоционального выгорания: синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, которая возникает вследствие продолжительного действия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается также как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на выбранные психотравмирующие действия. Другими словами одним из видов эмоционального выгорания является стресс и депрессия 64, 41.

Любая перегрузка, независимо от ее происхождения, вызовет защитную реакцию. Это найденный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения. Тем не менее, можно сказать, что эмоциональное выгорание носит как положительный, так и отрицательный характер поскольку выгорание - частично функциональный стереотип, поскольку разрешает дозировать и экономно тратить энергоресурсы организма. В то же время могут возникать его дисфункционные последствия, если выгорание отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Время от времени СЭВ называют «профессиональным выгоранием», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Как мы уже подчеркивали, профессия учителя относится к «группе риска», поскольку учитель поддается информационным и эмоциональным стрессам, эмоциональному выгоранию.

Информационный стресс возникает при большом объеме информации, при необходимости часто принимать решение. Эмоциональный стресс возникает в конфликтных ситуациях, в которых человек продолжительное время не может удовлетворить свои биологические и социальные потребности. Основными причинами эмоционального стресса являются придирчивость, критика себя и других, скрытое оскорбление, гнев, ощущение вины и так далее.

Выделяют такие типы личности учителей, предрасположенных к эмоциональному выгоранию и стойких к нему. У предрасположенных типов педагогов чаще прослеживается склонность к конкуренции, агрессивности, нетерпению, беспокойству, экспрессивный язык, ощущение нехватки времени. Исследователи стресса проявили тенденцию отвечать на стрессовые ситуации одинаковыми характерными реакциями, которые обусловлены системой психологических механизмов.

После того, как факт существования эмоционального выгорания стал общепризнанным, возник вопрос о причинах его возникновения и факторах, способствующих его развитию или торможению. Традиционно эти факторы группировались в два больших блока: внешние, к которым относятся особенности профессиональной деятельности и внутренние - индивидуальные характеристики личности.

Решетова Т.В. выделяет такие факторы, которые влияют на эмоциональное выгорание:

- не эмоциональность или неумение общаться;

- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связан с тревогой;

- трудоголизм, если происходит камуфляж какой-нибудь проблемы работой (трудоголик наиболее часто прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная карьера, экономическая стабильность, цель, здоровье и так далее) по 64, 48.

Рассмотрим также классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание 7, 118.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1.Эмоциональное выгорание и работа преподавателя 7

1.1. Синдром эмоционального выгорания: взгляд на проблему 7

1.1.2 Модели эмоционального выгорания 12

1.1.3 Диагностика эмоционального выгорания 17

1.2 Особенности работы преподавателя 23

1.2.1 Главнейшие требования к личности преподавателя 25

1.2.2 Проблема профессиональных деструкций в развитии преподавателя 27

1.2.3 Преподаватели как потенциальная жертва синдрома эмоционального выгорания 34

1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания 40

Глава 2. Исследование влияния синдрома эмоционального выгорания на изменение представлений о будущем у преподавателей 43

2.1 Описание проведенного исследования 43

3.2. Результаты обследования 48

Заключение 61

Список используемой литературы 64

Приложения 68

Использованная литература

  1. Альбуханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни СПб: Алетейя, 2001.
  2. Альдер Г. НЛП: современные психотехнологии. СПб: Питер, 2001.
  3. Анциферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия.// Психологический журнал. № 2, 1993. с. 8-17
  4. Ахундов М. Д. Концепции пространства и время. Истоки. Эволюция перспективы. М.: «наука». 1982.
  5. Бабаева Е.С., Королева А.П. Эмоционально-образная терапия профвыгорания у педагогов// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» 13 – 15 ноября 2006 г. Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». – С. 23
  6. Бекасов О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности. Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1975, с. 234-407.
  7. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении / В.В. Бойко. - М. : Наука, 1996. - 384 с
  8. Бойко, В.В. Энергия эмоций Текст. / В.В. Бойко. 2-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Питер, 2004.-474 с. - С. 137, С. 151-156.
  9. Болотова А. К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности.// Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994. с. 47-62.
  10. Большакова Т. В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников / Т.В.Большакова // Ярославский психологический вестник. 2004. -Вып. 11.-С. 96—99.
  11. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
  12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-2-е изд.- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997.- 352 с.
  13. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. №2, 2005. С.97–104.
  14. Водопьянова Н.Е. Синдром “психического выгорания” в коммуникативных профессиях / Водопьянова Наталья Евгеньевна // Психология здоровья ; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2000. - 315 с.
  15. 15. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.
  17. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. 1994. № 3.
  18. Гнездилова О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М: РГЪ, 2005.
  19. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. - СПб., 2005.
  20. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002.
  21. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1. (под. ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой). - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. С. 143-156.
  22. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
  23. Джеймс У. Психология. М.: 1991.
  24. Жаров А. М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность// Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем/ Под ред. Н.И. Моисеевой, Л., 1980.с. 124-128.
  25. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М.: Российское педагогическое общество, 1995.- 184 с.
  26. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М.: 1981.
  27. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”, 1997.- 480с.
  28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
  29. Каган М. С. Время как философская проблема//Вопросы философии. 1982. № 10.
  30. Карамушко Л.М. Проблема синдрома \"профессионального выгорания\" в педагогической деятельности в зарубежной и отечественной психологии / Л.М. Карамушко, Т.В. Зайчикова // Актуальные проблемы психологии : сб. наук, работ Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины ; под ред. С.Д. Максименко, Л.М. Карамушко. - Т. 1. - К., 2006. - С 210-217.
  31. Коломинский Я.Л., Плескачёва Н.М., Заяц И.И., Митрахович O.A. Психология педагогического взаимодействия. — СПб.: Речь, 2007. 240 с.
  32. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. Шк., 1990.- 119 с.
  33. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.,1976.
  34. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
  35. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва 1986г.
  36. 36. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М., 1988г. 37. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5. – C. 11-17
  37. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
  38. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.
  39. 40. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.//Практикум по социальной психологии – СПб: «Питер», 2001. – 432 с.
  40. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.
  41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: \"Дело\", 1994. - 216 с.
  42. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство Флинта, 2001 г.
  43. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998. – 200 с.
  44. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение 1986 г. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ.- 3-е изд., испр. - М.: \"Совершенство\", 1997. - 320 с.
  45. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  46. Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  47. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. -М., 2005.
  48. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90 - 101.
  49. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: ЗАО \"Издателсьтво \"Питер\", 1999.- 416 с.
  50. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
  51. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., ВЛАДОС, 1998 г.
  52. Ронгинская Т.П. Синдром “выгорания” в социальных профессиях / Т.П. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95. 54. Рукавишников A.A. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. . канд. психол. наук. — Ярославль, 2001. 173 с.
  53. Синдром \"профессионального выгорания\" и профессиональная карьера работников образовательных организаций: гендерные аспекты: Науч. пособ. для студ. высш. учеб. зав. и слушателей ин-тов последиплом. образования / По наук. ред. С.Д. Максименко, Л.М. Карамушко, Т.В. Зайчиковой - К.: Милениум, 2004. - 264 с.
  54. Селье Г. Стресс без дистресса М.,1982г.
  55. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. - №7. - С. 3-9.
  56. Современная психология : справочное руководство. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 688 с.
  57. Тренинг ведущих видов деятельности личности: В. Б. Шапарь, А. С. Куфлиевский, О. А. Назаров, С. Ю. Лебедева — Москва, Феникс, 2007 г.- 368 с.
  58. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
  59. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89.
  60. Управление персоналом. Словарь – справочник - Москва, Феникс, 2004 г.- 382 с.
  61. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто / Пер. с англ. Р. Муртазина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 640 с.
  62. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель дезадаптации учителей // Вопросы психологии. № 6, 1994. – C. 34-52
  63. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности / А.Я. Чебыкин. – Одесса, 1992. – 169 с.
  64. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.
  65. Maher B. A. Principles of psychopathology. — N. Y.: McGraw Hill, 1966. — 525 p.
  66. http://www.4tivo.com/chelovek_health_sport/15534-jenergija-jemocijj-v-obshhenii-vzgljad.html


Другие похожие работы