Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Влияние синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников

Влияние синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников

МГУ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Влияние синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников"




Автор работы: Елена
Страниц: 96 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Медицина - одна из сфер человеческой деятельности, где вопрос качества и ее оценки имеют особое значение. Выполнять работу не для личного потребления, а на благо общества, социума - это и есть основная задача профессий социального типа, к которым, безусловно, относится и профессия врача.

Тем временем в публикациях в последнее время активно обсуждаются проблемы связанные с большим напряжением в профессиональной деятельности «социономов». Анализ факторов, которые вызовут подобные симптомы в разных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает переживать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник», который описывает последствия психологической нагрузки в социальных профессиях.

«Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания.

Впервые синдром эмоционального выгорания был описан американскими психологами в семидесятых годах минувшего столетия. Главной причиной появления синдрома считается психологическое переутомление. Очень ярко синдром может сказаться у лиц, которые по служебным обязанностям работают с людьми, в особенности в том случае, когда эти лица находятся в критической ситуации или в состоянии острого горя.

В начале 70-х гг. американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание» в связи с анализом требований, которые предъявляются к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностные взаимодействия, автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей таких профессий.

Генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый отличиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Согласно концепции М. Буриша (1994), в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к ощущению отчаяния и экзистенциальной пустоты. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и значением всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания.

Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной к равнодушной и отрицательной, можно проследить на примере поведения «выгоревшего» врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай («почки» - из пятой палаты, «инфаркт» - из восьмой). Происходит обезличение отношений между участниками этого процесса, что нивелирует проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личного развития представителей социальной профессии.

Данная проблема очень важна, так как представителям данных профессий со стороны психологической науки и практики надо помочь в преодолении этого синдрома. Но сделать это нельзя без диагностирования симптомов выгорания и фаз данного процесса. Поэтому актуальность исследования синдрома выгорания в отдельности, и в медицинских учреждениях в частности очень велика.

Объектом исследования в работе выступает синдром выгорания в медицине.

Предметом исследования является влияние синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников.

Кроме главных задач в работе выдвигается гипотеза: профессия врача предполагает большие психологические нагрузки, поэтому у большей части работников медицинской сферы развивается синдром выгорания, который может влиять на временную перспективу находящегося в этом состоянии человека.

Основная цель работы - это изучение признаков синдрома выгорания в медицине путем пользования методик, которые изучают симптомы развития синдрома.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы надо решить задачи определенного содержания:

- рассмотреть теоретические признаки развития синдрома выгорания;

- проанализировать особенности развития синдрома в профессиях медицины;

- дать описание методического аппарата, примененного для изучения этого явления;

- провести практическое исследование влияние синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников;

- выяснить результаты практического исследования, в соответствии с избранной методикой;

- проверить результаты в работе с избранной гипотезой;

- сделать выводы по предмету исследования.

Интерес к профессиональному стрессу и синдрому эмоционального выгорания у врачей вызван общей тенденцией к гуманизации современной науки, привлечению внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности, в частности — к влиянию на него самого характера этой деятельности 2,57.

Методологическую основу исследования составили: субъектно- деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн 33, Б.Г. Ананьев 4, К.К. Платонов 29, Е.А. Климов 24); системно - структурный подход к исследованию психических явлений и процессов (В.А. Барабанщиков 6, Б.Ф. Ломов 25), теоретические и практические исследования по проблеме исследования феномена психического выгорания (С. Maslach 22, T.B. Форманюк 42, B.E. Орел 27;28, В.В.Бойко 9,10).

Теоретико-методологическая основа - это теория синдрома выгорания, современные исследования по этой проблеме.

Экспериментальная база - медицинский персонал лечебного учреждения города Ульяновска. Свободная выборка в количестве - 30 человек (врачи и младший медицинский персонал, женщины, стаж работы – от 5 лет).

Структура работы - введение, 3 раздела, выводы, список источников, приложения.

1.1. Основные факторы и симптомы профессионального выгорания

В последнее время в мире все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.

Еще в 70-ые года некоторые исследователи обратили внимание на довольно частое эмоциональное истощение, которое встречается, у лиц, занимающихся в разных сферах коммуникативной деятельности (врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей профессиональной деятельности неожиданно начинали терять к ней интерес, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам, злоупотреблять алкоголем [7, с.58].

В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические нарушения.

Изменения, которые наблюдались, вызывались продолжительным действием профессионального стресса. Появился термин «burnout», что в психологической литературе переводится как «выгорание».

Первые описания синдрома эмоционального выгорания включали обычно следующие характеристики: отказ от карьерного роста, снижение интереса к работе и жизни, бессонница, головные боли, чрезмерное употребление лечебных средств. Развитие этого синдрома было обусловлено необходимостью работать строго в нормированном и однообразно - напряженном режиме дня, с большой эмоциональной насыщенностью личного взаимодействия с трудными пациентами, клиентами и т.п.

Подчеркивалось также, что у лиц с синдромом «burnout» наблюдалось нарушение профессиональных этических принципов и трудовой дисциплины [14, с.74].

По определению Maslach & Jackson (1981) синдром выгорания характеризуется: эмоциональным опустошением, равнодушием и даже циничным отношением к пациентам и отрицательным отношением к себе, ощущением неудовлетворенности от своей работы и недооценкой профессиональных достижений, нарушением взаимоотношений с коллегами, в семье, ухудшением качества жизни и ухудшением физического и психического здоровья 26.

Изучение синдрома эмоционального выгорания проводилось путем клинического обследования специалистов, а также с помощью специально разработанной Maslach & Jackson (1981) методики Maslach Burnout Іnventory (MBІ).

Профессиональное выгорание - это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведущий к истощению личных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «избавления» от них.

Содержание работы

Введение 3

Раздел 1. Психологические признаки синдрома эмоционального выгорания 7

1.1. Основные факторы и симптомы профессионального выгорания 7

1.2. Особенности проявления синдрома выгорания в медицине 19

Раздел 2. Методики изучения синдрома эмоционального выгорания 26

2.1. Основные методики, которые изучают синдром профессионального выгорания 26

2.2. Базовые методики исследования влияния синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников 29

Раздел 3. Практическое исследование влияния синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников 37

3.1 Содержание объекта исследования 37

3.2. Результаты обследования 39

Заключение 52

Список используемой литературы 55

Приложения 59

Использованная литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.[Текст] / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 1987.-240 с.
  2. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. С. 56-72
  3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]: Вопросы психологии./ Аминов Н.А.- №5.- 1988- С.32-40
  4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во \"Институт практической психологии\"; Воронеж: НПО \"МОДЭК\", 1996. 384 с.
  5. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. [Текст] /Антилогова Л.Н.– Омск. – 1992 –С. 215
  6. Барабанщиков В.А., Милад М.М. - Методы окулографии в исследовании. Издательство: Институт психологии РАН, 1997.
  7. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.
  8. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых[Текст] Мир психологии./Бодалев А.А.-1999.-№2.-С.6-11.
  9. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
  10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.[Текст] /Бойко В.В.– М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
  11. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов[Текст] /Борисова М.В. Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
  12. Большой психологический словарь[Текст]/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.:Прайм-Еврознак.-2003-С. - 381
  13. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования[Текст] Вопросы психологии.-1997.-№5.-С.26-44с.
  14. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.[Текст] / Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.С. 212
  15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст]/ Выготский Л.С.- М., Педагогика.-1991. С.476
  16. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя [Текст]: Вопросы психологии.-N4.- 1994.С.52-57
  17. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст]/ Гордиенко В.Н.- Монография.-Иркутск.- 2009. С.382
  18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.[Текст]/ Грановская Р.М.- С.П. – 1997. С.263
  19. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд.[Текст] /Гринберг Д.— СПб.: Питер.- 2002.С. 315
  20. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности.[Текст]/ Дружилов С.А.-Новокузнецк: ИПК.-1998. С. 370
  21. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии.[Текст]/Залевский Г.В.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.С. 272
  22. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы [Текст]:Статья. 2003.С.
  23. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.[Текст]/ Ильин Е.П.- ПИТЕР, С.-Петербург.-2002.- С.221.
  24. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77.
  25. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  26. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978.
  27. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование.[Текст]:Психологический журнал. – М.: Наука, 2001
  28. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография.[Текст]/ Орел В.Е.- Ярославль:Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.
  29. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. , 1986
  30. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома \"эмоционального выгорания\" в работе педагога.[Текст]: Психологическая наука и образование. -№2.-2008.С.103
  31. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов[Текст]/Сост. и ред. Л.В.Винокурова.- СПб.: Питер.2001.- С.512
  32. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст]:Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
  33. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  34. Селье Г. Стресс без дистресса[Текст]/Селье Г.- М.,1982г.С.212
  35. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст] :Общая психология: сборник текстов./Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. С. 150-153.
  36. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания.[Текст]:Медицинские новости. 2002.- №7. С.22-25.
  37. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности [Текст]:Мир психологии. 2005. № 1.
  38. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
  39. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. [Текст]:Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
  40. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социальных перемен (социалогический анализ)[Текст]:Автореферат дис….докт.социолог.наук.-СПб.1995.
  41. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы [Текст]: Школьный психолог. – 2003. - № 36.
  42. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель дезадаптации учителей // Вопросы психологии. № 6, 1994. – C. 34-52
  43. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Текст] :Статья, интернет.
  44. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.


Другие похожие работы