ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ НА ОРИЕНТИРОВКУ ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТЕ
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ НА ОРИЕНТИРОВКУ ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТЕ"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 85 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Исторически, семья является конкретной системой между супругами, родителями и детьми, занимает определенное место в социальных взаимодействиях. Она обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют взаимоотношения детей и родителей, которые оказывают большое влияние на развития и идентификацию ребенка.
Eсли родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребенка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви и дублируется в родительских свойствах к своим детям. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Родительская любовь в исследовании нашей работы раскрывается как детерминирующий фактор во взаимодействиях женщины в конфликтных ситуациях. Она определяет исход конфликтной ситуации.
В деятельности человека возникают иерархические системы разнообразных связей явлений, подчиненных единой направленности на удовлетворение потребностей или достижения целей, ведущих к удовлетворению этих явлений в систему связей, человеческая деятельность выступает реальным процессом порождения этой системы (В. К. Шабельников, 2004). Влияние родительской любви на действия в конфликте определяет общая ориентировочная деятельность (П. Я. Гальперин, 1999, Ю. Б. Гиппенрейтер, 2000, В. К. Шабельников, 2003). У женщины выявляется основа ориентировочных действий (В. К. Шабельников, 2003), ее востребованность и сформированность. Раскрывается особенность взаимосвязи родительской любви и ее компонентов с особенностями деятельности женщины в контексте разных типов семейных отношений в ситуации конфликтного взаимодействия. В нашем исследовании изучаются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (Т. Н.Сидорова, 1987, В. В. Бойко, 1988, Соколова Е. Т., 1989, А. С.Спиваковская, 2004, Р. В. Овчарова, 2003) родительской любви и влияние этих компонентов на особенности взаимодействия в разных конфликтных сферах (Г. П. Мажура, 2003).
Объект исследования. Ориентировка деятельности женщины в конфликтном взаимодействии. Предмет исследования. Влияние компонентов родительской любви на ориентировку женщины в конфликтной ситуации. Цель исследования. Изучение психологической структуры родительской любви, влияние ее на ориентировочную деятельность женщины. Выявить влияние эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер родительской любви на ориентировку женщины в конфликтной ситуации. Задачи нашего исследования проанализировать теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему. Выявить структуру родительской любви у женщин, состоящих в разных типах семейных отношений (Р. В. Овчарова, 2003);
- Подобрать комплекс методик, отвечающих целям нашего исследования;
- Выявить специфику компонентов образов родительской любви, сформированной в детстве;
- Рассмотреть схемы ориентировочных действий
- Рассмотреть типы ориентировки и отдельных компонентов схемы основы ориентировочных действий (В. К. Шабельников, 2000, 2003, 2004).
-Раскрыть схемы ориентировочных действий по выходу из конфликтной ситуации, выявить особенность между группами испытуемых, различающиеся уровни ориентировки при выходе из конфликта;
-Определить характер взаимодействия в конфликтной ситуации испытуемых женщин под влиянием родительской любви;
-На основании материала исследования проблемы, разработать практические рекомендации.
Наша гипотеза состоит в том, что женщинам разных типов семейных отношений соответствует определенный компонент родительской любви. Ориентировочная деятельность женщин разных типов семейных отношений зависит от типа сформированности в процессе воспитания той или иной сферы родительской любви (компонента). В процессе формирования ориентировочной деятельности раскрывается связь компонентов родительской любви и сферы конфликтных взаимодействий женщины. Существует своеобразие компонентов родительской любви ориентировки в конфликте. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается влияние психологической структуры родительской любви на ориентировку в конфликтных ситуациях женщины, состоящей в разных типах семейных отношений. Раскрытие функций сфер и компонентов родительской любви в контексте родительской семьи и разрешения собственных отношений. Методологическая основой является представления Л. С. Выготского о социальной среде, как факторе развития личности и конфликте, как механизме развития. Представления П. Я. Гальперина о двух типах ситуаций. Представления К. Маркса и Г. Ф. Гегеля о деятельности как определяющем факторе порождающем функциональную систему. Представления В. К. Шабельникова о роли семьи, как детерминирующей функциональной системе.
Теоретическая значимость исследования заключается в представлении и особенностях психологической структуры родительской любви, образа любви отца и матери. Исследование вносит вклад в разработку представлений о функциях семьи в развитие личности женщины. Описаны такие семейные детерминанты, как влияние родительской семьи, влияние родительской любви, организация собственных семейных взаимодействий. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении консультационной работе с женщинами, состоящими в разных типах семейных отношениях, находящимися в конфликтом взаимодействии. Методы исследования:
- монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы);
- сравнительный (сопоставление результатов по определенному критерию разных групп испытуемых);
- математической статистики (корреляционный анализ).
Методики исследования:
- Модифицированный опросник выявления представлений о родительской любви Р. В. Овчаровой
- Ориентировочная основа действий по выходу из конфликта В. К. Шабельникова
- "Характер взаимодействия в конфликтной ситуации супругов", (вариант для женщин) Г. П. Мажура
Характеристика эмпирической выборки. В исследовании связи между представлениями о родительской любви и собственных ориентировок конфликтном взаимодействии приняли участие 60 женщин г. Москвы в возрасте 21-28 лет, состоящих в разных семейных отношениях: с неполными семьями (одинокие матери), с полными семьи, состоящие в официально оформленных отношениях; с полными семьями, состоящие в неофициально оформленных семейных отношения - фактических (гражданский брак) и одинокие (не имеющие постоянных партнерских отношений). Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается всесторонностью и глубиной анализа материала, использованием методов, адекватных предмету исследования, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных данных
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I.1. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
I.1.1. ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
I.1.2. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ
I.1.3. ЛЮБОВЬ ОТЦА
ВЫВОД К § I.1.
I.2. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ПСИХОЛОГИИ
I.2.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА_38
ВЫВОД К § I.2
I.3. ОРИЕНТИРОВКА ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТЕ
ВЫВОД К § I.3
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
II.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
II.2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК
II.2.1. МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ
ЛЮБВИ
II.2.2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЙ
II.2.3. МЕТОДИКА "ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
II.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
II.3.1. ЛЮБОВЬ МАТЕРИ
II.3.2. ЛЮБОВЬ ОТЦА
III. ВЫВОДЫ
III.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Использованная литература
- Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М., 1989
- Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. - 1991. - №4
- Аристотель Сочинения: в 4 Т. - М., 1976
- Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. - М., 1998
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996
- Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей//Сб. научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическим процессе. Ч.2, - Курган, 2002
- Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - Мн.: 2000. 320 8. Берштейн А. Оставайтесь после уроков. - М., 1997
- Бойко В. В. Малодетная семья. - М., 1988
- убер М. Я и Ты. - М., 1993
- Варга А. Я. Радости родительских забот. - М., 1983
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М., 1984
- Вебер Г. Кризис любви. - М.: 2002. - 304 с.
- Винникот Д. В. Разговор с родителями. - М., 1995
- Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта/Пер. с англ. М.И. Завалова. - М.: Независимая фирма "Класс", 2004 . - 208 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1982
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. - М., 1983. Т.6.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - М., 1982. - Т.3
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.:, 1999. - 332 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000
- Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. - СПб, 1994
- Голышева И. А. Психологические механизмы формирования субъектных позиций школьников в зависимости от стиля воспитания в семье. - М., 2001
- Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984
- Дружинин В. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликта. - М., 1989
- Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. - 208 с.
- Зиммель Г. Конфликт современной культуры// Избранное. Т.1: Философия культуры. - М., 1996
- Кан - Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995
- Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М., 1988
- Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990
- Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000
- Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний//Психология личности. Тексты. - М., 1982
- Лефевр В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. - М., 1991
- Литвинова А. В. Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ//Дисс. канд. психол. наук. - М., 2000
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983
- Лоуэн А. Любовь и оргазм/Пер. с англ. Е. Поле. - М., 1998
- Микулина О. Ю. Стереотипы межличностного взаимодействия в ситуации семейного конфликта. - М., 2002
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Уч. для вузов. - М., 1998
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М: Воронеж, 1995
- Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития . - М., 1999
- Общая психология//Сб. текстов. Вып.II/ред. В.В. Петухов. - М., 2000
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2003. - 319 с.
- Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско - родительских отношений// Вопросы психологии. 2001.№1
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994
- Пиаже Ж.: Теории, эксперименты, дискуссии/ред. Л.Ф. Обухова, Г. В. Бурменская. - М., 2001
- Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития//Вопросы психологии. - 1994. - №1
- Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового кризиса//Вопросы психологии. - 1996. - №1
- Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2. - 248 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 192 с.
- Рамих Р. А. Материнство как социокультурный феномен. - Ростов-на - Дону, 1997
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб, 1999
- Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при анамалиях личности. - М., 1989
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2000
- Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996
- Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.1999.Т.20, №5
- Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. - М., 1999. - Т.1
- Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. - М., 1927
- Фрейд З. Методика и техника психоанализа. - М.; СПб., 1923
- Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989
- Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - СПб: 2001. - 224 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993
- Хасан Б. И. и Сергоманов П. А. "Психология конфликта и переговоры". - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 192 с.
- Хасан Б. И. К разработке прикладной психологии конфликта//Методологические проблемы основания науки. - Киев, 1986
- Хасан Б. И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения//Проблемы самоопределения молодежи: Сб. тезисов науч. сообщений. - Красноярск, 1987.
- Хасан Б. И., Бреслав Г. М. Пол и образование. Конфликты половозрастной идентификации. - Красноярск, 1996
- Хорни К. Наши внутренние конфликты//Собр. соч. в 3 Т. - М., 1997
- Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. - СПб: Питер, 2002. - 480 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, - изд.2-ое, испр. - СПб, 2001. - 608 с.
- Шабельников В. К. Гео-биосферная детерминация социальных процессов и конфликтов// Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы, М., РГГУ, 1999 г.
- Шабельников В. К. Функциональная психология. - М.: 2004. - 592 с.
- Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). - М., 2003
- Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. - М., 2000
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. - Л., 1989
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб, 2000
- Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994
- Deutch M. The Resolution of Conflikt: Constructive and Destructive Processes. - New Haven; L., 1973
- Stevenson H.W.; Chen C.; Booth J. Influences of schooling and academic achievement// Sex roles. - 1990. - Vol. 23. - № 9, 10