Работа педагога-психолога
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Работа педагога-психолога"
Автор работы: Юлия
Страниц: 70 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В группе одновременно могут заниматься 810 человек. Однако состав ее и число клиентов не регламентируется так жестко, как при групповой психокоррекции. Число участников колеблется от 3 до 20 практически более оправдано создание открытой группы, поведенческого тренинга, поскольку основная ее ориентация на формирование модели более адаптивного поведения не требует учета динамики группы, и даже наоборот, уход клиентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляет участникам возможность более точного формулирования собственных целей и со-здает образ перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения комму¬тативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия.
Из предложенных участникам ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После груп¬пой дискуссии тренер предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди.
В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Воз¬можно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым клиентом совместно с тренером.
Проведение тренинга, как видно из описанной методике при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного тренинга, психокоррекционных занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого тренинга, возможно обострение состояния клиента. К рассматриваемой группе тренингов относятся тренинги коммуникативных умений, разработанные для конкретных профессиональных групп, например для руководителей, психологов, учителей, социальных работников, менеджеров. Коммуникативные умения включают умения: описание ведения своего партнера, коммуникацию чувств, активное слушание, конфронтацию [3, с. 35].
Описание поведения умение рассказать о поведении другого без анализа мотивов и без конструктивной критики, а тем более, без оскорблений самого субъекта. Можно сказать: «Маша, ты грязнуля» это оскорбление. А можно построить фразу иначе: «Маша, ты пролила чай и не вытерла после себя» это описание поведения. Умение высказываться в описательном ключе, а не в форме оценки первый шаг к умению правильно строить межличностные отношения.
Коммуникация чувств умение ясно сказать о своих чувствах. Внешний вид и жесты не всегда четко и правильно отражают чувства партнера. Плотно сжатые губы могут быть и выражением гнева, и проявлением страха, и проявлением сильного напряжения.
Участники группы должны учиться передавать суть своих чувств таким образом, чтобы они были правильно поняты другими. Лучше всего научиться передавать свои чувства адекватными словами, не прибегая к непонятным и сложным метафорам. Можно сказать: «Мне стыдно»; «Я рад», «Я
чувствую смущение»; «Я тебя люблю», нежели идти окольными путями, прежде чем партнер поймет то, что ты чувствуешь. Иногда люди путают мысли и чувства. Утверждение «Я чувствую, что Таня очень одинока» в действительное есть суждение, в котором слова «Я чувствую» правильно
заменить на «Я думаю».
Умение слушать. лучайно собравшиеся собеседники редко умеют слушать друг друга. Говорить всегда проще, чем слушать. Существует понятие «активное слушание», которое включает в себя ответственность за то, что человек слышит. С «активным слушанием» связано другое понятие «эмпатическое слушание», которое объединяет способность слушать и умение передавать услышанные эмоции другого, «Эмпатическое слушание» означает умение не просто слушать, а правильно понять значение, смысл, а самое главное эмоциональный контекст другого, истинные чувства говорящего.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности проведения социально-психологического тренинга
1.1. Психологические особенности тренинговой работы .. 5
1.2. Особенности социально-психологического тренинга 16
Глава 2. Проведение и анализ социально-психологических тренингов
2.1. Тренинг 32
2.2. Тренинг 42
Заключение . 64
Список литературы 68
Использованная литература
- Айви А.. Айви М., Сайман-Даунинг Л. Теория и практика психологического консультирования и психотерапия. М. 2000.
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2004.
- Арнольд О. Р. Ролевой тренинг: Методическое Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. 2-е изд., М.: Издательский дом «Академия», 1996. 128 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988, 1994.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. Заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства М. 1993.
- Анохин П.К. Избранные психологические труды М. 1999.
- Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
- Бакли Р., Кейпл Д. Теория и практика тренинга. СПб., 2002.
- Бачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М, 2002.
- .Бачков И. В. Как подготовиться к тренингу // Школьный психолог. 2005. № 19.
- Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М, 2000.
- Божович А.М. Избранные психологические труды Проблема формирования личности. М. 1995.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986.
- Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы // Школьный психолог. 2004. № 46.
- Большаков В. К). Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб., 1996.
- Борисова С. Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. № 4.
- Выготский А.С. Педагогическая психология. М. 1991.
- Глозман Ж.Н. Личность и нарушения общения. М. 1987.
- Грановская В.М. Никольчская И.М. Защита личности: психологические механизмы СПб 1998.
- Здоровье, развитие, личность. Под редакцией Сердюковой Г.Н. М 1970.
- Земская И.И. Семья и личность. М. 1986.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 1995.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб, ООО издательство «Речь», 2000
- Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. М.: Профиздат, 1989.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, «Класс», 1994
- Кон И.С. Какими они себя видят. М. 1975.
- Кон И.С. Открытие Я. М. 1978.
- Кон И.С. Психология старшеклассников. М 1990.
- Короленко Ц.П., Донских Г.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск 1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1977.
- Леонтьев Д.Н. Очерк по психологии личности М. 1993.
- Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков Л. 1990.
- Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. - СПб. 1999.
- Маркова и др . Социальная психология. М.: МГУ, 1990, 186 с.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М. 1998.
- Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь 1986.
- Морозов Г.В. Судебно-психологическая оценка затяжных реактивных состояний // Проблемы судебной психиатрии. М. 1971 №19.
- Мухина В.С. Проблемы генезиса личности М.1985.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. 1960.
- Наш проблемный подросток. Коллектив авторов. СПб.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка М. 2000.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М. 1992.
- Платонов .К. Личность и труд. М. 1965.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
- Практическая психодиагностика под редакцией Райгородсткого Д.А. Самара 1998.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М. 1999.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии в 2-х т. М. 1976.
- Семья и воспитание личности подростка под редакцией Бодалева А.А. М. 1981.
- Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Морозова В.А., Бурлачука В.П. СПб 1999.
- Современный психологический словарь под редакцией Петровского А.В. М. 1990.
- Современный психологический словарь под редакцией Юрчук В.В. М. 1998.
- Справочные по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста под редакцией Циркина С.Ю. СПб 1999.
- Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия под редакцией Райгородского Д.Я. Самара 1996.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М. 1993.
- Фурманов И.А., Фурманова Н.В., Аладьин А.А. Помощь детям, лишенным родительского попечительства. Мн. 1999.
- Царегородцев Г.М. Общество, окружающая среда, медицина // Вопросы философии М. 1975 №2.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис А. Психология и психотерапия семьи. СПб 1999.
- Ядов В.А. Методологические проблемы социальной психологии. М. 1998.