КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА"
Автор работы: Ольга
Страниц: 20 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеалистическо-иррационалистической \"философии жизни\" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения \"психической энергии\", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного \"оно\" и сознательного \"Я\", а затем добавил к ним \"сверх Я\" или \"супер-эго\" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в \"Я\", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между \"оно\", \"Я\" и \"сверх Я\".
В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ \"ОНО\" Если считать, что человек - такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдви
нуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, согласно второму закону диалектики, перешли в другое качество, то есть они перешли к \"либидо\". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.
1.2.КОНТРОЛЬ \"Я\" Согласно теории Фрейда, \"оно\" набрало свою изначальную силу, но параллельно с этим развивалось и \"я\". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является \"эго\". Так как инстинкты, или \"оно\", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить \"оно\" с какой-либо жидкостью, то есть в строго концентрированном состоянии \"оно\" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому \"я\" или \"эго\" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то, следовательно, \"я\" и \"оно\" изменяются во времени, причем если \"оно\" уже определилось, то \"я\" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является \"я\", а внутренним содержанием \"оно\" ( в этом \"оно\" идут разнообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание \"оно\". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным \"оно\" и контролирующем \"я\". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании \"я\" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.
Содержание работы
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ \"ОНО\"
1.2.КОНТРОЛЬ \"Я\"
1.3.СИСТЕМА \"СВЕРХ-Я\"
1.4.\"КОМПЛЕКС ЭДИПТА\" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Использованная литература
- Фрейд. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.- М.,1990.- С.94.
- Фрейд. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.
- Фрейд. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.
- Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.
- Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.