Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности копинг-стратегии мотивации достижений в зависимости от мотивации достижений

Особенности копинг-стратегии мотивации достижений в зависимости от мотивации достижений

НовГУ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности копинг-стратегии мотивации достижений в зависимости от мотивации достижений"




Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 54 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Глава 1. Теоретический анализ особенностей копинг-поведения студен-тов в зависимости от мотивации достижений

1.1. Понятие копинг-поведения, отличие от других понятий

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем.

Современное состояние общества можно охарактеризовать все возрастающей ролью человеческого фактора. Это обусловлено тем, что мир, в котором мы живем, становиться с каждым годом сложнее: увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику, сам человек претерпевает значительные трансформации. Личность в социуме поставлена перед необходимостью решать все более ответственные задачи, включаться в новые общественные и межличностные отношения, учитывать большое количество факторов, способствующих успешной и продуктивной деятельности.

Быстрое изменение социальной среды заставляет человека искать но-вые формы и алгоритмы поведения, позволяющие выжить в новой ситуации, адаптироваться к ней, используя при этом свой прошлый жизненный опыт, умственные способности, творческий потенциал активность и инициативность. Социально-экономическая ситуация в сегодняшней России нестабильна, что делает еще более актуальным изучение совладения с трудными жизненными ситуациями у современной молодежи как механизма адаптации к изменяющимся социальным условиям. Особую важность проблема совладеющего поведения приобретает на современном этапе развития общества, когда приоритеты и предпочтения отдаются социально адаптивным, в меру амбициозным, креативным и способным личностям. В процессе построения взаимоотношений с действительностью индивид удовлетворяет свои потребности, ставит перед собой разнообразные цели и стремится к их достижению. Он создает и обретает ценности, которые необходимы ему и обществу. При этом у человека формируются определенные модели и стратегии поведения, способствующие реализации своих стремлений.

Под совладающим поведением в психологии понимают социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами адекватными личностным особенностям и ситуации. Осознанные стратегии могут быть направлены на устранение угрозы (помехи) или адаптацию к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать ее. Совладеющее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды.

Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping»-механизмов или «coping behavior». В зарубежной психологической литературе термин «coping» употребляется в сочетании с другими психологическими понятиями: coping-process, coping-mechanism, coping-behavior, coping-stile, coping-strategy. В российской психологии эти термины переводят как копинг-процесс, копинг-механизм, копинг-поведение, адаптивное совладающее поведение, копинг-стратегия, психологическое преодоление.

Такое количество терминов, во-первых, указывает на значимость данного явления для психологии, во-вторых, требует некоторых разъяснений. Как мы видим, многие авторы предпочитают буквально копировать слово coping на русский язык – копинг, отставляя в сторону его соответствующий перевод. В настоящее время существуют многие определения и психологические модели coping. Наиболее распространенными являются модели, связанные с исследованиями психологического стресса.

Coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [22;20]. Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться.

«Главная задача копинг-поведения - обеспечение и поддержание бла-гополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями»[6; 334]. При этом внешние (характеристики самой задачи) и внутренние (психологические характеристики субъекта) характеристики копинга заостряют его содержание, отличая его от простого приспособления. Необходимо обратить внимание на то, что понятие развития личности в отечественных и зарубежных работах последних лет не противопоставляется адаптации, что является, по-видимому, историческим признанием целостности личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации. Это приводит нас к определению «копинг-поведения» как «готовности субъекта совладать (преодолевать) трудные жизненные ситуации в соот-ветствии с их значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека»[34; с.49].

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Одним из первых к проблеме копинг-поведения обратился А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать). В зарубежной психологии изучением различных аспектов совладающего поведения занимались Н. Хаан, Р. Лазарус и С. Фолкман, Р. Моуз и другие. Так, например, Н. Хаан трактует как специфический эго – механизм, к которому человек прибегает с целью избавления от внутреннего напряжения. Р. Моуз, определяет «coping» в терминах черт личности - как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. Р. Лазарус и С. Фолкман считают, что «coping» должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром.

В отечественной психологии понятие «совладающее поведение» рас-сматривали такие ученые как Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Р.М. Грановская, А.Л. Козлов, А.В. Либин, А.В. Либина, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская А.Н. Сирота и другие. В нашем исследовании мы опираемся на определение совладания, предложенное С.К. Нартовой - Бочавер. С ее точка зрения совладающее поведение – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями[22, с.21]. Это форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы, умение использовать определенные средства для преодоления психоэмоционального стресса.

Анализ литературы показал, что разные авторы выделяют различные типы совладания со стрессом. Так, Лазарус и Фолкман различают два глобальных типа реагирования при стрессе: проблемно – ориентированное совладание и субъектно–ориентированное совладание[14; с.413].

В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологи¬ческое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Р.М. Грановская и И.М. Никольская отмечают, что понятие копинга по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых[12].

«Копинг» - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями[22, с.20]. Совладающее (копинг) поведение является индивидуальным способом взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией, требования которой превышают ресурсы личности. Это совокупность осознанных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на изменение/разрешение критической ситуации либо позволяющих привыкнуть к ней, терпеть ее воздействие либо уклониться от требований, которые она предъявляет.

Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когни-тивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться.

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что человек чувствует себя уверенным в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определить вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события.

Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценить проблему и выработать больше вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аф-филиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитое когнитивное мышление позволяет адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности[30, с.7]. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, зна¬чимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Для жизни современного человека характерна неустойчивость его общественного, имущественного и межличностного положения, что не мо-жет не сказаться на его психическом состоянии. В этой связи первоочередной задачей психологов является изучение внутриличностных ресурсов человека, которые он может мобилизовать для адаптации к быстро меняющимся условиям его жизнедеятельности. Выявление личностных особенностей, вносящих вклад в успешное противостояние трудностям, встающим на пути к достижению жизненных целей, может помочь психологам в разработке психотерапевтических программ по повышению жизнестойкости людей.

Кризисные ситуации различаются по масштабу изменений жизни человека, по скорости возникновения, по длительности существования, по остроте эмоционального переживания субъектом, по объему последствий. Существует несколько классификаций кризисов. Одна из самых распространенных возрастная. Считается, что переход из одной возрастной категории в другую сопровождается кризисом. В связи с этим выделяют кризисы выхода из детского возраста, подростковый, юношеский, середины жизни, старения. Вторая классификация связана с динамикой межличностных отношений (любовных, дружеских, супружеских, детско-родительских). Третья классификация основана на вариантах экстремальных ситуаций и бедствий, в процессе которых человек лишается близких ему людей, имущества, места жительства.

Самыми тяжелыми кризисными ситуациями являются такие, которые связаны с утратой привычного образа жизни и, как следствие, смысла жизни. Как ни парадоксально, но такая ситуация может наступить во внешне спокойных обстоятельствах, и не сопровождаться внешними катаклизмами.

В кризисной ситуации каждый человек оказывается перед необходимостью переосмыслить свою жизнь, поэтому он воспаряет над повседневным опытом, расширяет горизонт видения мира и себя в нем.

Эта идея очень точно была сформулирована С.Л.Рубинштейном, который писал: «существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек... Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. …Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее» [26, с.351]

Кризисная ситуация выводит человека на уровень рефлексивного от-ношения к своей жизни. С появлением такой рефлексии, по С.Л. Рубинштейну, связано ценностно-смысловое определение жизни. «С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» [26, с.352].

Л.С.Выготский подчеркивал, что через переживание происходит связь человека с окружающим миром. Переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериоризует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его рефлексивности. А именно, «переживая, субъект усваивает или отвергает, изменяет или перестраивает что-то данное извне, но уже в своем внутреннем мире, т.е. осуществляет дифференциацию и интеграцию, простраивание границ своего внутреннего мира» [11, с.381].

Ф.Е.Василюком переживание также рассматривается как особая дея-тельность по преодолению некоторого «разрыва» жизни, как некая восстановительная работа[9, с.21]. Переживание направлено на поиск осмысленности жизни, благодаря чему человек постоянно обращается к своему ценностно-смысловому ядру с целью его изменения.

Эти рассуждения позволяют увидеть, что ценность критической ситуации состоит в том, что человек расширяет границы своего сознания и обращается к своему внутреннему миру, приводя его в соответствие с изменившимися условиями среды.

Что же помогает человеку справляться с кризисными ситуациями?

Для ответа на этот вопрос надо обратиться к личностным ресурсам, как факторам, определяющим легкость совладания с трудными жизненными ситуациями. К.Муздыбаев считает, что ресурсами считаются возможности людей, средства существования людей и общества[20, с.37]. Они могут быть материальными и виртуальными. Они могут служить предметом обмена между людьми. К ним относятся деньги, влияние, любовь, имущество, способности и прочие ценности и жизненные блага.

Ресурсы делят на два класса: личностные и средовые или, иначе говоря, психологические и социальные. По мнению К. Муздыбаева, «личностные ресурсы включают навыки и способности индивида, а средовые - отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сетки» [20, с.103].

Содержание работы

Глава 1. Теоретический анализ особенностей копинг-поведения студентов в зависимости от мотивации достижений

1.1. Понятие копинг-поведения, отличие от других понятий

1.2. Возрастной аспект и характеристики копинг-стратегий у студентов

1.3. Мотивация достижения как фактор развития формирования копинг-стратегий

Список литературы и источников

Использованная литература

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня.: Сб. научн. трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
  2. Амелина А.Н. Стресс и защита от стресса. – М.: Смарт, 2008
  3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001.
  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1
  5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. №2.
  6. Арышева, А.П. Влияние схемы тела на принятие человеком своей телесности как внутриличностного образования // Сибирский педагогический журнал, Т.14, 2008
  7. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17 №4
  8. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991
  9. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  10. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2
  11. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр.соч.: В 5 т. Т.1 . – М.:Олма-пресс, 2007
  12. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2003
  13. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3
  14. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/Е.П. Ильин. – СПб., 2004
  15. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004
  16. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации /Ученые записки кафедры общей психо-логии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
  17. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999
  18. Луков А. В. Студент в социально-технологических отношениях // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г.: Доклады и материалы. Вып. 7. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
  19. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мо-билизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологиче-ский журнал 2001,Т.22, №1
  20. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы де-привации // Социологический журнал, 2001, № 1,
  21. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностя-ми. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антро-пологии 1998. Т.1. № 2.
  22. Нартова – Бочавер, С.К. Coping behavior в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова – Бочавер //Психологический жур-нал. – Т. 18 . – 1997. - № 5.
  23. Петров Д.В. Молодежная субкультура. Саратов, 1996
  24. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001
  25. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005
  26. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  27. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. 2002. № 5-6. С
  28. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Теоретические, методологиче-ские и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. М., 2003
  29. Сорокина Ю. Совладающее поведение студентов вуза// В сб.:Психология совладающего поведения. – М.:Манускрипт, 2008
  30. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002.
  31. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объясне-нию поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001.
  32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
  33. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
  34. Яковлев П.А. Исследование копинг-поведения различных воз-растных групп//Экспертиза, 2007, № 11


Другие похожие работы