Психологические причины межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологические причины межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 59 шт.
Год:2004
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют, независимо от пола и возраста. Использование обыденных знаний порой недостаточно, чтобы разрешить возникший конфликт с минимальными потерями для конфликтующих сторон. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
В исторической и художественной литературе описано огромное количество различающихся по силе, по последствиям для людей, форме и содержанию конфликтных ситуаций. Специалистами подсчитано, что за последние 5 тысяч лет человечество участвовало приблизительно в 15 тысячах локальных и общих войн одной из самых страшных форм разрешения социальных противоречий. Из этого факта, как бы мы к нему не относились, следует, что вся история цивилизации пронизана социальными конфликтами, решение которых часто становится невозможным без привлечения силовых методов и приемов, что, безусловно, наносит непоправимый урон всем областям жизни и деятельности народов. Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные ситуации возникают и «расширяются» из самых мелких и, казалось бы, примитивных ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а также способов его разрешения является самым важным предметом социальной психологии как науки.
Известно, что у всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на специфике внутренней жизни человека, а также его социальных отношениях.
Исследование социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. Среди специалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения по вопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение.
Одной из причин такой ситуации является не разработанность самой теории конфликта. Для практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин в дихотомии «конфликт согласие», хотя исторический опыт доказывает, что общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через согласие, через достижение взаимного понимания и признания.
Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе, отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки.
Социология и психология описывают конфликты и поведение человека в них, исходя, в основном, из двух теоретических позиций. Согласно первой, конфликт это частный случай социальной ситуации, имеющей свои нормативные законы развития. В работах этого направления развивается представление К. Левина о том, что поведение определяется не обыкновенными средовыми факторами самими по себе, а субъективно отраженными и представленными в сознании аффективно заряженными переживаниями и отношениями. Второе направление исследований конфликтного поведения исходит из признания специфики личности и индивидуальности человека в качестве ведущей причины конфликтов.
Очевидно, что эти два способа описания конфликтного поведения не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, так как допускают содержание общих механизмов формирования и развития конфликтов в виде иерархически организованной мотивационно-потребностной системы и набора психологических защит. С одной стороны, они формируются в результате онтогенетического социального развития, а с другой определяют субъективное отношение человека к социальной ситуации, имеющей для него конфликтный смысл.
Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой этого времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. В своей работе мы опытаемся обозначить понятие конфликта, его структуру возникновения, а также значимости его конструктивного разрешения.
Цель нашей работы - исследование психологических причин межлич-ностных конфликтов во взаимоотношениях людей.
Содержание работы
Введение. 3
1. Теоретические и методологические основы конфликтологии.......................................................................................
7
1.1. Развитие конфликтологии.................................................................. 7
1.2. Понимание конфликтов в наше время 9
1.3. Попытки систематизации................................................................... 11
2. Психологические причины межличностных конфликтов...................................................
14
2.1. Факторы определения ситуации как конфликтной.. 15
2.2. «Объективные» факторы определения ситуации. 16
2.3. Индивидуальные факторы определения ситуации.. 18
3. Межличностные конфликты в различных сферах взаимодействия.........................................................................................
24
3.1. Позитивные функции конфликтов 34
3.2. Приемы конструктивного взаимодействия.. 40
4. Сущность собственного эмпирического исследования и интерпретация результатов исследования.
44
Заключение.................................... 50
Библиографический список... 53
Приложение 1........................ 56
Приложение 2 60
Использованная литература
- Зеркин Д.П. «Основы конфликтологии» (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998г.
- Игнатьева А.А., Степанов Е.И. «Как урегулировать конфликты в организации: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам». Журнал «Прикладная психология», № 4. М., 1998г.
- Козлов А.С. «Процедурная помощь в разрешении конфликтов». Журнал «Прикладная психология», № 4. М., 1998г.
- Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. «Конфликтологический этюд для учителя». М., 1998г.
- Марасин В.В. «56 полюсов поведения». Донецк - 1997г.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - под общ. ред. «Психология. Словарь». М., 1990г.
- Скотт Д. «Конфликты. Пути их преодоления». Киев - 1991г.
- Сонин В.А. «Словарь персоналий. Психологи от А до Я». М., 1997г.
- Фишер Р., Юри У. «Путь к согласию или переговоры без поражения». М., 1992г.
- Шейнов В.П. «Конфликты в нашей жизни и их разрешение». Минск - 1997г.
- Coser L. «Introduction of Social Conflict». L., 1968г.
- Китаев-Смык Л. А. «Психология стресса» М., 1983г.
- Argyle M, Furham A, Graham J, «Social Situations». C., 1981г.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. «Социальная педагогическая психология». С.Пб., 1998г.
- Klar Y., Bar-Tal D., Kruglanski A., 1988г.
- Хорни К. «Невротическая личность нашего времени». Самоанализ. М., 1993г.
- «Психоанализ». Популярная энциклопедия н.ред. П.С. Гуревич М., 1998г.
- Майерс Д. «Социальная психология». С.Пб., 1997г.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности», 1990г.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи», С.Пб., 1999г.
- Левкович В.П., Зуськова О.Э. «Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов», психологический журнал №3 1985г.
- Тащева А.И. «Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах». М., 1987г.
- Мишина Т.М. «Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах». Л., 1978г.
- «Социальная психология личности». М., 1979г.
- Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми». М., 1991г.
- Драгунова Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте» // Вопросы психологии, 1972г. №2
- Трунов Д.Г. «Психологические аспекты конфликтных взаимоотношений между родителями и детьми на религиозной почве». Пермь, 1994г.
- Prasow P. «Conflict and Cooperation in Labor». Los Angeles, 1974г.
- Kats D., Kahn R. «The Social Psychology of Organizations». 1967г.
- Гришина Н.В. «Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов». Л., 1978г.
- Ломов Б.Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984г.
- Василюк Ф.Е. «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций». Психологический журнал, 1995г.
- Минухин Ф., Фишман Ч., «Техники семейной терапии». М., 1998г.
- Макаренко А.С. «О взрыве» // сборник соч. Т.5., 1958г.
- Мэй Р. «Искусство психологического консультирования», М., 1994г.
- Василюк Ф.Е. «Психология переживания». М., 1984г.
- Буш Г.Я. «Диалогика и творчество». Рига, 1985г.
- Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. «Психологический практикум. Межличностные отношения». С.Пб., 1996г.
- Сидоренко Е.В. «Опыты реориентированного тренинга». С.Пб., 1995г.
- Н.В. Гришина, «Психология конфликта», СПб., 2004г.