Психологические причины отклонений в поведении подростков
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологические причины отклонений в поведении подростков "
Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность работы. В повседневном общении с нашими с подростками можно все чаще и чаще столкнуться с такими реакциями как девиантность, ненормативность, нарочитое и демонстративное нежелание следовать принятым в обществе правилам и нормам поведения.
Подростковый возраст традиционно считается проблемным периодом в ходе формирования и развития личности. Во многом это связано с основным психическим новообразованием этого возраста — чувством взрослости. Таким образом, главное противоречие кроется между возросшим ощущением самостоятельности подростка и его психическими возможностями. Для формирования самосознания подростку необходимо совершать самостоятельные поступки. Но у пубертата не хватает внутренней уверенности в своей правоте, в своей позиции, не всегда подросток готов взять на себя ответственность за свои действия.
Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Стремление получить статус взрослого — это абсолютно нормальное явление, необходимое для полноценного развития.
Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков отклоняющегося (девиантного) поведения. Также следует принять во внимание тот факт, что в подростковом возрасте обостряются имеющиеся внутренние противоречия.
Целью нашей работы является изучение особенностей и причин отклоняющегося поведения подростков.
Объектом исследования является отклоняющееся поведение подростков.
Предметом — особенности и причин отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
1. В рамках теоретического анализа исследовать психологические особенности подросткового возраста как отличительного этапа возрастного развития.
2. Проанализировать теоретические положения, посвященные феномену отколняющегося, девиантного поведения, причини особенностей отклоняющегося поведения подростков, в частности агрессивности у подростков как одной из основных причин, приводящих к девиантному поведению.
3. На основе полученных данных разработать программу и методики психодиагностического обследования подростков, проявляющих признаки отклоняющегося поведения, с целью выявления наиболее вероятных психологических особенностей, являющихся причиной отклоняющегося поведения.
Гипотеза исследования: к числу факторов, сочетающихся с повышенным уроынем отклоняющегося поведения подростков относятся общая социальная дезадаптивность, повышенный уровень агрессивности и фрустрированности.
В процессе исследования были использованы следующие методики:
методика Розенцвейга;
опросник Басса—Дарки;
тест Томаса;
диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Выборкой для проведения исследования являлись старшие школьники — 40 человек детей, учащихся средней школы № 166 г. Москва.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема отклоняющегося поведения подростков в современной психологии 5
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Особенности и причины проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 10
Выводы по Главе 1 15
Глава 2. Диагностическое исследование особенностей проявления отклоняющегося поведения подростков 16
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 16
2.2. Описание методик исследования 18
2.3. Результаты исследования 23
2.4. Обсуждение результатов исследования 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.
- Асеев В.У. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1986.
- Батаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практическо-го психолога, Учеб. пособие — 2-е издание — М.: Дело, 2001.
- Беленький В.А. и Мычко Е.Н. Методические подходы к изучению агрессии, — М.: 2000.
- Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб., 1997
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации, — М., 1990
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога, — Минск, 1997.
- Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1993. — № 5, с. 8–16.
- Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. — М., 1991.
- Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1990.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы», — Спб., 2002.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
- Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2 изд. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
- Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: Изд. «Прогресс», 1999.
- Макдауголл В. Инстинкт агрессивности. — М.: 2000.
- Маклаков А.Г. Общая психология, — М.: Изд-во «Питер», 2000
- Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. — Киев, 1984.
- Мухина В.С Возрастная психология. — М., 1997.
- Немов Р.С. Психология, книга 3, М.:, изд. «Владос», 2001.
- Немов РС. Психология, книга 1, — М., 2001
- Нравственность. Агрессия. Справедливость // Под ред. А.М. Матюшкова. — М., 1992.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара: Издательский Дом «БАХРАР», 1998.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. — М., 1991.
- Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.И. Дружинина, — СПб., 2000.
- Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. М., изд. «АСТ-ПРЕСС», 2000.
- Роберт Б., Дебора Р. Агрессия. — Спб. 1994.
- Рогов Е.И., Общая психология, — М.: изд. «Владос», 1995.
- Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми. — М., 1993.
- Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача — М., 2001.
- Файзулаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. — Ташкент, 1987.
- Хекхаузен Х. Агрессия (Мотивация и деятельность). — М., 1986.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Спб., 1999.