Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков

Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков

МГУ

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков"




Автор работы: Елена
Страниц: 36 шт.



Год:2011

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние 10-15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и в настоящее время по разным данным составляет от 600 тысяч до 800 тысяч человек. В основном, эти дети - так называемые «социальные сироты», то есть они являются сиротами при живых родителях и число таких детей продолжает расти. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходя из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, плохо адаптируются к такой жизни. В результате в качестве перспективы их, как правило, ожидает безработица, нищета, преступность, алкоголизм, наркомания, суициды. И только немногим удаётся адаптироваться в обществе. Все это свидетельствует о том, что в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны.

Исследователи А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых считают, что ход развития ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении, является качественно иным, нежели при воспитании в семье, и он не сводится к отставанию или задержке развития [1, 163 с.]

Дети, живущие в детских домах и домах-интернатах, не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, и лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Согласно же наблюдениям, описываемым в своей книге «Психология сиротства» Прихожан А.М. Толстых Н.Н. «в интернате в 6, 7 и 8 классах есть несколько человек (10-15%), которые пишут о своем желании поступить в институт. Количество таких учащихся в каждом из этих классов практически одно и то же. В школе таких учащихся, во-первых, значимо больше во всех классах, а во-вторых, их число постоянно растет, достигая максимума к концу школьного обучения» [2, 158 с.].

Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, потому что они, как правило, не знают реальной жизни и в дальнейшем рассчитывают на помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь. Основная миссия детского дома - помочь в социальной адаптации воспитанников.

Актуальность исследования определяется проблемой адаптации к самостоятельной жизни выпускников учреждений интернатного типа и ее приоритетами для общества и государства, ставшими исключительно значимыми в последнее десятилетие, когда проблема сиротства приобрела национальные масштабы.

Целью настоящего исследования стало решение проблемы социально-пcихологической адаптации детей-сирот, как одной из наиболее общественно значимых, которые стоят перед государством в настоящее время.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие психологической готовности к самостоятельной жизни детей-подростков.

2. Измерить уровень социально-психологической адаптации детей-сирот.

3. Проанализировать результаты проведенного исследования

4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с детьми-сиротами с целью повышения уровня их социально-психологической адаптации.

Объект исследования: психологическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования: социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни старших подростков.

.

1.1 Понятие психологической готовности к самостоятельной жизни

Для того чтобы раскрыть понятие психологической готовности к самостоятельной жизни, необходимо прежде всего определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу данного понятия могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы - семью, работу, государственные и международные отношения, и ему необходимо к ним адаптироваться, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:

- разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;

- иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с данной позицией;

- самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;

- самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);

- позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью [3, с.56].

Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы.

Проблема самоопределения рассматривалась С.Л.Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, то есть закономерной зависимости психических процессов от порождающих их факторов: «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». С.Л.Рубинштейн подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения - самодетерминации, собственной активности индивида, осознанного стремления занять определенную позицию [4, с.78].

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков 6

1.1 Понятие психологической готовности к самостоятельной жизни 6

1.2 Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 12

1.3 Усыновление. Опека 13

1.4 Патронатная семья и семейный детский дом 16

Глава 2. Исследование социально-психологической адаптации выпускников интернатных сиротских учреждений к самостоятельной жизни 19

2.1. Цель, задачи и методы исследования 19

2.2 Результаты исследования 20

2.3 Обсуждение результатов и рекомендации специалистам 26

Заключение 32

Список литературы 36

Использованная литература

  1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. . «Психология сиротства»: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 163 с.
  2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. . «Психология сиротства»: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 158 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности: М.: Наука, 2000. - 56
  4. Рубинштей С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 78 с.
  5. Гологузова М.Н. Социальная педагогика: М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 124 с.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. . «Психология сиротства»: 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 178 с.
  7. 7 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М.-Воронеж, 2001. – 176 с.
  8. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. – 185 с.
  9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006.– 98 с.
  10. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, 2001. - 156 с.
  11. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 2003. – 83 с.
  12. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во Моск.университета, 2001. – 157 с.
  13. Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: 2001. - 127 с.
  14. Н. Машер \"Школа приемных родителей, виртуальная и реальная\" // Семья и школа. 2003. № 3. – 4 с.
  15. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: , 2002.- 78 с.
  16. Занозина В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - СПб.: Лики России, 2008. - с. 39.
  17. Заводилкина О.В. Особенности адаптации ребенка в приемной семье (По письмам родителей-воспитателей семейных детских домов) // Семья в России. - 2006. - № 1. – 63 с.
  18. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 2000. – 78 с.
  19. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С.А. Беличевой и И.А. Коробейникова. - М.: Прогресс, 2004. – 212 с.


Другие похожие работы