Эмоциональная устойчивость у детей младшего школьного возраста из неполных семей
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Эмоциональная устойчивость у детей младшего школьного возраста из неполных семей"
Автор работы: Юлия
Страниц: 97 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери.
(Макаренко А.С. ,2005.)
От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и эмоциональная устойчивость ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате депривация ребенка и матери.
В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов распадается почти каждый второй брак. А ведь развод это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.
Особенно серьезные проблемы отмечаются педагогами в отношении детей из неполных семей. При этом число таких семей в структуре общества неуклонно возрастает. Такие социально-демографические тенденции, как увеличение числа разводов, рост внебрачных рождений, повышение уровня смертности позволяют утверждать, что неполная семья становится все более распространенным социальным явлением.
Вопрос эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста в неполной семье чрезвычайно актуален в силу особенностей физиологического, психического, социального развития, присущих этому возрастному периоду. Общие проблемы формирования личности детей младшего школьного возраста исследованы и отражены в работах Л.С. Выготского, Ф. Райса, А.А. Реана, В.А. Сухомлинского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина.
(Выготский Л.С. ,1999.; Сухомлинский В.А., 1985.)
Отрицательные последствия влияния специфики жизнедеятельности неполной семьи на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка младшего школьного возраста фиксируют специалисты в области педагогики: А.С. Макаренко, Ф. Райс, В.А. Сухомлинский.
(Макаренко А.С.,2005.; Сухомлинский В.А., 1985.)
В то же время существует утверждение о том, что дети младшего школьного возраста из неполных семей ничем не отличаются от своих сверстников из полных семей (Б.Н. Алмазов, Т.А. Гурко, С.В. Зеленчукова, С.В. Ковалев и др.).
(Алмазов Б.Н., 1986; Гурко Т.А., 2007.; Зеленчукова С. В., 2002; Ковалев С.В., 1988 г.)
Таким образом, в научном мире отсутствует однозначное мнение по поводу результатов социализации в неполных семьях. При этом большинством ученых признается факт пониженного воспитательного потенциала семей такого типа.
Актуальность данного исследования связана с недостаточной изученностью проблем детей с задержкой психического развития, а тем более взаимосвязи эмоциональных нарушений данного категорий детей и особенностей семейного воспитания.
Цель работы: изучить эмоциональную устойчивость детей младшего школьного возраста из неполных семей.
Объект исследования: младшие школьники общеобразовательной школы из неполных семей.
Предмет: особенности эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста в неполных семьях.
Гипотеза: предполагается, что у детей с задержкой психического развития из неполных семей отмечается эмоциональная неустойчивость.
Задачи:
- изучить и проанализировать теоретические концепции, взгляды отечественных и зарубежных ученых по проблеме;
- изучить классификацию семей и причины возникновения неполных семей;
- исследовать особенности воспитания детей младшего школьного возраста в неполной семье;
- проанализировать психические и эмоциональные особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей;
- провести исследования уровня эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста из неполных семей;
- осуществить констатирующий и формирующий эксперименты;
- провести обработку и интерпретацию результатов исследования;
- составить методические рекомендации для родителей по воспитанию детей в неполной семье; для педагогов по обучению и развитию детей из неполных семей.
При написании работы мы использовали такие методы как:
1. Теоретические:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение и анализ методической литературы
2. Эмпирические
- психологическое тестирование, анкетирование учащихся;
- наблюдение за работой учеников, их поведением в классе, в школе;
- беседа с социальным педагогом, классным руководителем
3. Статистические:
- анализ количественной обработки эмпирических данных.
Методики исследования:
- Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки).
- Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Н. Айзенк в модификации Т. В. Матолиной).
- Опросник по определению самооценки «Какой я?» .
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение проблемы эмоциональной устойчивости детей младшего школьного возраста в неполных семьях позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях. Результаты проведеннго исследования могут быть использованы в своей работе, психологами, дефектологами, педагогами, социальными педагогами, а также быть интересными для родителей школьников.
Теоретическая значимость работы в том, что отношения между родителями и детьми достаточно важный момент в воспитании детей, становления их как личностей в социуме.
Организация исследования: исследование проводилось в 20082009 г.г. в г. Москве.
С октября 2008 года с группой детей учащихся общеобразовательной школы (40 человек) в возрасте от 7-9 лет, которые воспитываются в неполных семьях и с группой детей, из них 20 детей имеют тяжелую форму ЗПР, 20 легкую форму ЗПР, учащихся в общеобразовательной школе (20 человек) в возрасте 7-9 лет, которые воспитываются в полных семьях, было проведено исследование.
Всего в исследовании приняли участие 40 человек: учащиеся общеобразовательной школы (40 человек) в возрасте от 7-9 лет, которые воспитываются в неполных семьях и с группой детей, учащиеся в общеобразовательной школе (20 человек) в возрасте 7-9 лет, которые воспитываются в полных семьях.
Содержание работы
Содержание
Введение.3
1. Теоретические аспекты особенности психики и
эмоциональных проявлений у детей младшего школьного возраста из неполных семей8
1.1. Понятие о семье. Классификация и функции семей..........8
1.2. Особенности и источники формирования неполной семьи.............11
1.3. Особенности младшего школьного возраста ...21
1.4. Общая характеристика детей с ЗПР...26
1.5. Особенности психического развития детей в неполных семьях.28
1.6. Эмоциональное состояние детей в неполных семьях..41
2. Диагностические методики исследования....49
3. Эмпирическое исследования эмоциональной устойчивости у детей младшего школьного возраста из неполных семей...53
3.1. Результаты исследования53
3.2. Практические рекомендации, разработанные на основе исследования.74
3.3. Выводы.86
Заключение.89
Список использованной литературы92
Приложения97
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М.: Аргументы и факты, 1993.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. М., 1993. 400 с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. - 113с.
- Ахвердова, Е. В. Социокультурное пространство современной неполной семьи : проблемы, пути решения, перспективы развития : монография / Е. В. Ахвердова, В. А. Бурковская. - Елец (Липецкая обл.) : Типография, 2007. - 147 с
- Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня...: Сомнения и переживания младших школьников. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.
- Башкирова, Н. Ребенок без папы : решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. - СПб. : Наука и Техника, 2007. - 268 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1990.
- Валетас М., Прокофьева Л.// Отцы и дети после развода // Демоскоп weekly. 2001, № 9-10.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2003.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.
- Ган, М. П. Я сама : В помощь неполной семье / М. П. Ган, Э. Черепахова. - М. : Комментарий, 2003. - 45 с.
- Геращенко, Л. Л. Семья в круговороте развода, или Как избежать конфликтов : шанс сохранить семью. Ребенок в неполной семье. Коррекция поведения ребенка / Л. Л. Геращенко. - М. : Мир кн., 2004. - 318 с.
- Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
- Гурко Т. А. Сфера социальной незащищенности. Проблема улучшения обеспечения детей алиментами. М.: Институт экономики, 2007.
- Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11.
- Дети родителей-одиночек // Техника-молодежи. - 2003. - N 7. - С.26.
- Журавлев, Д. Неполные семьи : как помочь детям? / Д. Журавлев // Народное образование. - 2006. - N 1. - С. 211-218.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
- Захарова А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина., 1988.
- Зеленчукова С. В.. Социально-педагогические условия воспитания подростков из неполных семей (На примере России и Германии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Барнаул, 2002 241 c. РГБ ОД, 61:03-13/225-X.
- Зеньковский В. В. Психология детства/Изд.прогр. «Academia»/2000 г.
- Зубкова Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. М., 2003. С. 75-80.
- Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997.
- Каменева Т.Н., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как объект социальной помощи // Материалы научно-практической конференции «Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент». Курск, 2001.
- Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 24 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи, М. Просвещение, 1988 г.
- Козлова, Т. Это горькое слово - безотцовщина / Т. Козлова // Воспитание школьников. - 2003. - N9. - С.58-60.
- Корнеева, Т. В. Психологиеские проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду, 2007. - N 3. - С. 3-8.
- Кочубей Б. И. Зачем нужен папа?? // Семья и школа. 1990. № 6.
- Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми. Кишинев, 1993.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения : в. 8т. -Т.4 - М. ,2005.
- Марищук В.Л. Оценка эмоциональной устойчивости (по внешним проявлениям) //Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1983, С. 130-137.
- Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н. М.- М.: Прогресс, 1980. - с. 6-68.
- Матвеева, М. Без папы / Марина Матвеева // Здоровье. - 2005. - N 2. - С. 70-71
- Миньковский Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. 1982.
- Мухина В.С. «Возрастная психология» - М., 1997.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество/ Издат. Центр «Академия»/2000 г.- 456 с.
- Некрасова, О. В. Книга для родителя, или Полноценный ребёнок из неполной семьи / О. В. Некрасова. - М. : Компания Спутник+, 2004. - 57 с.
- Николаева, Янина Геннадьевна. Воспитание ребенка в неполной семье : организация пед. и социальной помощи неполным семьям : пособие для психологов и педагогов / Я. Г. Николаева. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 159 с.
- Нусхаева, Б. Особенности социализации детей в неполной семье / Б. Нусхаева // Социальная педагогика. - 2005. - N 2. - С. 63-66.
- Прохоров А.О. Методики диагностики психических состояний личности: учебно-методическое пособие, Казань, 1997.
- Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена- корреспондента РАО А.А. Реана/- СПб: «Прайм-Евразия»/2005 г.- 416 с.
- Ребенок в неполной семье : половые различия в эмоциональном благополучии :(на материалах анализа детских рисунков) // Школа здоровья. - 1999. - N 1.- С.81-89.
- Смирнова Е.О. и др. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 1999, №6
- Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Изд-во «Политическая » - М., 1985.
- Тарабакина Л. В, Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитрный центр, 2000.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
- «Хрестоматия по возрастной психологии» - Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,1996.
- Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003.
- Целуйко В.М. Неполная семья. Волгоград, 2000.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология/- М.: Гардарики/ 2004 г.- 349 с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. - Москва: Сфера, 2005. - 320 с. (Учебное пособие).
- Эрик Мэш, Дэвид Вольф Детская патопсихология. Третье международное издание Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. - 511 с.