Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Теории задатков и способностей

Теории задатков и способностей

Гуманитарный Университет (Екатеринбург)

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Теории задатков и способностей"




Автор работы: Екатерина
Страниц: 45 шт.



Год:2005

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Происхождение способностей один из самых сложных вопросов психологии способностей. Врожденны они или формируются прижизненно. Ответы на этот вопрос весьма противоречивы, часто диаметрально противоположны. 1). Раннее происхождение способностей: способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Например, музыкальная одаренность проявилась у Моцарта в три года, Гайдна в четыре. 2). Повторение способностей у выдающихся людей: об этом свидетельствуют многочисленные династии музыкантов, математиков, артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. 3). Метод близнецов (целенаправленное изучение близнецов) свидетельствует о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Противоположная точка зрения - особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной мере определяют его задатки. Но, другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности.

В итоге, можно сделать вывод, что ни один из вышеуказанных ответов о происхождении способностей нельзя считать верным. Мнение о генетической предрасположенности способностей по существу говорит о том, что они «появляются» - без процесса развития. Мнение о том, что всему можно научить или научиться, приложив старания, неверно. Нельзя научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлечения.

В ходе ознакомления с теориями способностей мы увидели, что существуют природные предпосылки способностей их задатки. Однако то, насколько проявятся задатки, зависит от индивидуального развития. По результатам этого развития невозможно сказать, каков был вклад задатка; способов определения меры участия генотипического фактора пока тоже нет. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата в анатомо-физиологических, функциональных особенностях.

К настоящему времени не выработано единой типологии способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих квалификаций различают в первую очередь природные, или естественные способности и специфичесие человеческие способности, имеющие общественно-историческое развитие.

В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Эти специфически человеческие способности принято подразделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности [10].

Общие способности формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Кроме того, различают специальные способности. Общие способности связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные с отдельным видом деятельности. Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические к конкретным практическим действиям [10].

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др [10].

Очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некоторые сведения имеются. Прежде всего это данные о сенситивных периодах формирования функций. Становление и развитие способностей связано с прохождением ребенка через различные периоды сенситивные с возможным научением в эти периоды по типу запечатления.

Еще один вопрос связанный с развитием способностей это особенности мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это одновременно и труд и игра. [8].

Трудно определить, как связаны здесь высокие достижения и эмоциональная увлеченность. Что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.

Необходимым условием научной диагностики способностей является введение культуры измерений, обеспечение доказательности выводов. Использовани тестов привело к разработке и применению различных статистических методов, оценки результатов измерений, их валидности и надежности. [2].

Основные концепции способностей непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих способностей базируются на статистической обработке результатов массового тестирования учащихся и представителей различных профессий.

Люнгитюдные исследования (калифорнийский люнгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных способностей возможно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности [7].

Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен) в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта;

В процессе рассмотрения теорий способностей и задатков мы выделили следующие наиболее важные проблемы исследования:

1). В психологии до сих пор не получили надлежащего решения и такие фундаментальные проблемы как проблема задатков и их роли в развитии способностей, недостаточно изучен психический механизм способностей.

2). Взаимосвязь специальных и общих способностей.

3). Создание методов измерения способностей, в более широком смысле методов измерения психических свойств индивидуальности.

4). Способности и деятельность. Способностей столько же, сколько и видов деятельности, есть первичное и наивное решение вопроса.

5). Проблема одаренности. Основные вопросы здесь: каковы способности человека, к чему у него способность и в чем их своеобразие. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна их них может быть более значительной, чем другие [12].

Подводя итоги, можно утверждать, что определение способностей должно даваться в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности человека как индивида отражают его биологическую сущность и проявляются прежде всего, как свойства функциональных систем, реализующих основные психические познавательные и психомоторные функции.

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Они есть выражение способностей индивида в конкретной деятельности, это способности индивида, адаптированные к требованиям деятельности приобретение качества оперативности) и развитые в этой деятельности.

Способности человека как личности есть свойства личности, имеющие индивидуальную меру выраженности и определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности [15].

Интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений. Уровень интеллекта определяется уровнем развития отдельных способностей, наличием знаний, планов и программ и их связями, целостным характером функционирования. Талант есть проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы [15].

Соответственно тому, что определение способностей должно даваться в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности при экспериментальном изучении способностей должно реализовываться три направления - психофизиологические исследования (прежде всего, анализ нейродинамических свойств), психологические (анализ когнитивных процессов, свойств темперамента и характера) и социально-психологические (анализ успешности деятельности) [6].

Дальнейшее исследование способностей и задатков непременно должно включать в себя постепенное разрешение имеющихся проблем путем всестороннего анализа и синтеза новых экспериментальных данных, с целью более глубокого понимания факторов и механизмов формирования и развития задатков и способностей.

Информация о профиле способностей конкретного человека имеет чрезвычайную ценность для решения ряда прикладных задач, поскольку способности: У взрослых сохраняют поразительную устойчивость на протяжении длительного времени и связаны со значительным числом весьма полезных жизненных показателей. В прогнозе эффективности обучения и успеха последующей работы тесты умственных способностей обычно более валидны, чем академические или профессиональные рекомендации, и, разумеется, более валидны, чем персональные собеседования [9].

Исследования способностей и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности [7].

Содержание работы

Введение

1. Факторы и механизмы формирования и развития задатков и способностей

1.1. Природа задатков и способностей7

1.2. Структура и классификация способностей.14

1.3. Средовые и генетические детерминанты способностей....19

1.4. Развитие способностей..22

2. Диагностика способностей, основные проблемы исследования способностей и задатков

2.1. Диагностика способностей29

2.2. Основные проблемы исследования способностей. 34

Заключение

Список литературы

Использованная литература

  1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. 183 с.
  2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 306 c.
  3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996 224 с.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих познавательных способностей//Психология, 2005. www.psychology.ru
  6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 328 с.
  7. Задатки и способности//Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерикова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
  8. Задатки и способности//Психологический словарь/Под общ. ред. Ю. И. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
  9. Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000. 527 с.
  10. Маклаков А. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 592 с.
  11. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории/Психология индивидуальных различий. Хрестоматия/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 2000. 776 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.
  13. Способности и задатки/Психологическая энциклопедия/Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 1096 с.
  14. Теплов Б.М. Способности и одаренность/Психология индивидуальных различий/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 776 с.
  15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.


Другие похожие работы