Психологическая работа с проблемами юношеского возраста
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологическая работа с проблемами юношеского возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 36 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей/девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Исследование проблем молодежи вообще - веление времени. Вопрос о молодежи всегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру.
В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанный возрастной период.
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.
Цель работы: изучить проблемы юношеского возраста и основные направления психологической работы для их решения.
Задачи работы:
1) на основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблемы юношеского возраста;
2) дать психологическую характеристику юношеского возраста.
3) охарактеризовать методы психологической работы с проблемами юношеского возраста.
Анализ ценностей молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные ориентации юношей и девушек служат своеобразным индикатором развития общества. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодежи были сформированы «нормальные» ценности, не противоречащие интересам общества, которые в дальнейшем останутся достаточно стабильными.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ . 5
1.1 Характеристика юношеского возраста 5
1.2 Психологические особенности личности в период юности .. 8
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА .. 14
2.1 Основные проблемы юношеского возраста .. 14
2.2 Психологическая работа по преодолению асоциального поведения .... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 34
ЛИТЕРАТУРА ..
Использованная литература
- Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
- Быстрицкий А. Г., М. Ю. Рощин. Молодежный ренессанс. М.: Юристъ, 2002.
- Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. - М.: СТИ МГУС, 2001.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Сфера, 2004.
- Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире. Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-2000-х годов. М.: РШБА, 2007.
- Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи. - М.: Приор, 2002.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Академия, 2004.
- Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. - М.: Владос, 2000.
- Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.