Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> : Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки.

: Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки.

МГППУ

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
": Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки."




Автор работы: Юлия
Страниц: 17 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

4. Оформление психологии как самостоятельной

области научного знания

Вторая половина XIX столетия считается периодом выделения психологии из области философии и естествознания, а так же становления ее на совершен-но самостоятельный путь развития - оформления психологии как эксперимен-тальной науки.

Преобразование психологии в полностью самостоятельную эксперимен-тальную дисциплину нашло свое отображение в разработке теоретических про-грамм и открытии первых экспериментальных лабораторий в разных уголках мира. Начали образовываться национальные психологические общества. Про-исходило основание специализированных журналов, организовывались все-мирные психологические конгрессы. Одновременно с этим стали проводиться различные психологические исследования, создаваться специальные приборы, а так же экспериментальная техника. Как заметил один из историков науки, - «ха-рактерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципи-ально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизиче-ского мышления Лишившись, таким образом, общей основы, психология бы-ла уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественнонаучного метода»

5. Первые программы психологии как самостоятельной науки

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки в компетент-ных кругах принято считать физиологическую психологию Вильгельма Вундта (1832-1920гг.). Он начинал свои исследования в Гейдельбергском университе-те в области восприятия, из которых впоследствии была составлена книга «Очерки по теории восприятия» (1862г.). В ней Вундт показывает развитие са-мой идеи психологии как самостоятельной экспериментальной науки. В 1863 г. выходят его работа «Лекции о душе человека и животных», в которых Вундт параллельно с экспериментами в виде источника психологического исследова-ния представляет анализ продуктов человеческого духа. Данные идеи являлись преддверием задачи разработанной им впоследствии психологии народов. Та-ким образом, к началу 60-х годов ХIХ века обозначается программа психоло-гии, которая объединила два метода экспериментальный и культурно-исторический. В 1874г. Вундт выпускает работу «Основания физиологической психологии», которая являлась первой ласточкой в проявлении психологии как самостоятельной науки. Объектами психологии объявляются процессы, доступные как внешнему, так и внутреннему наблюдению и которые имеют и физиологическую и психологическую подоплеку и соответственно не объясняются лишь физиологией или психологией.

С момента существования психологии в качестве самостоятельной науки появились совершенно различные подходы к пниманию ее предмета, задач и методов. Между тем традиции Вундта получили свое развитие в работах Эд-варда Титченера (1867 1927гг.) а так же психологов, которые объединились вокруг него в Корнелльском университете США. Данный университет только благодаря усилиями Титченера становится крупнейшим психологическим центром, который одним из первых заложил фундамент экспериментальной психологии Америки. Титченер в основе своей абсолютно согласен с Вундтом и его пониманием психологии как науки о непосредственном опыте. Титченер свое направление в психологии обозначил структурной психологией, противопоставляя свои идеи функционализму американской психологии. Согласно его убеждению, психологическая наука должна заниматься изучением структуры, т.е. материи сознания как совокупности отдельных элементов, впоследствии не поддающихся анализу и абсолютно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов, т.е. в отличие от всех функциональных отношений, и их роли в поведении, лишь в связи с нервным субстратом: предполагалось, что физиологические основы полностью могут объяснить психические процессы, проходящие в человеке.

Содержание работы

Тема: Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки.

Содержание

Введение...2

1. Предмет и задачи психологии3

2. Естественнонаучные предпосылки становления психологии

как самостоятельной науки в середине XIX в..6

3. Периодизация истории психологии...9

4. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания.....11

5. Первые программы психологии как самостоятельной науки...............12

6. Задачи современной психологии.14

7. Современная психология и ее место в системе наук.15

Заключение.16

Список литературы ...17

Введение

Психология являясь наукой, занимает одно из важнейших мест в нашей повседневной жизни. Ежедневно нам приходится с ней сталкиваться в процессе нашей жизнедеятельности.

Данная работа призвана проследить процесс формирования психологии, как самостоятельной науки, и отделения ее от других наук. В работе поставле-ны задачи рассмотрения самого предмета психологии, а так же ее задач в со-временном обществе. Изучение предпосылок и источников становления пси-хологической науки как самостоятельного направления. Реферат всесторонне раскрывает разделение периодов в психологии, а так же процессов протекаю-щих в ней.

Задачи данной работы:

- раскрыть предмет психологии;

- исследовать естественнонаучные предпосылки становления психологии, как самостоятельной науки;

- исследование периодизации психологии;

- изучение психологии, как самостоятельной области научного знания.

1. Предмет и задачи психологии

Психология, являясь наукой, занимается изучением фактов, закономерно-стей и механизмов психики. Термин «психическое» идет с греческого «псюхе», означающего «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека, а так же формирование психологических особеннотей человека, являющегося сознательным субъек-том деятельности и активным деятелем социально-исторического развития об-щества. Психология современности являет из себя цепь научных дисциплин, которые находятся на разных ступенях формирования, которые связаны между собой различными областями практики. Так как же провести классификацию данных многочисленных отраслей психологии? В виде фундамента классифи-кации отраслей психологии можно было бы избрать психологическую сторону:

1. определенной деятельности;

2. развития;

3. отношений личности, являющейся субъектом развития и деятельности к обществу, в котором происходит эта деятельность и развитие.

Если принять первое основание классификации, тогда можно выделить ряд отраслей психологии, которые изучают психологические проблемы кон-кретных, определенных видов деятельности человека.

Психология труда занимается изучением психологических особенностей трудовой деятельности человека, а так же аспектами научной организации тру-да. В ее задачи входит исследования профессиональных особенностей человека, развитие трудовых навыков, влияние на человека производственной обстанов-ке, конструкции и расположения приборов и станков, сигнализации и т.п.

Педагогическая психология - изучает закономерности обучения и воспита-ния человека. В ее задачи входит исследование формирования у учащихся мышления, управление процессом усвоения навыков интеллектуальной дея-тельности, изучение взаимоотношений педагогов и учащихся и отношений в ученическом коллективе, исследованием отклонений в психическом развитии и т.д. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология воспитательной работы с аномальными деть-ми.

Медицинская психология занимается изучением психологических аспек-тов деятельности врача и поведения больного. К ней относятся: нейропсихоло-гия, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.

Юридическая психология занимается психологическими вопросами, свя-занными с реализацией системы права. К ее разделам относятся: судебная пси-хология, криминальная психология, пенитенциарная или исправительно-трудовая психология.

Военная психология занимается исследованием поведения личности в бое-вых условиях, психологические взаимоотношения между начальниками и под-чиненными, способы психологической пропаганды, контрпропаганды, а так же психологические вопросы при управлении боевой техникой и т.д.

Психология спорта, изучает психологические особенности деятельности спортсменов, средства их психологической подготовки, психологические пара-метры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, а так же психологические факторы, которые связаны с организацией и проведением со-ревнований.

Психология торговли ведет изучение психологического действия рекламы, индивидуальных, возрастных особенностей спроса, факторов обслуживания клиентов, психологию моды и т.п. Недавно начались разработки проблем пси-хологии, научного творчества.

Психология художественного творчества (в области литературы и искус-ства) и эстетического воспитания, является областью, значимой, но пока еще мало изученной.

Эвристика - своеобразный раздел психологии научного творчества.

Существует так же возрастная психология, психология аномального разви-тия или специальная психология, сравнительная, социальная психология.

2. Естественнонаучные предпосылки становления психологии

как самостоятельной науки в середине XIX века

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом фи-зиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анато-мии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

В настоящее время выделены некоторые естественнонаучные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в.

1. Постепенный отход психологии от философии, потому как для психо-логии, наконец-то назрела острая необходимость разграничения и предметов и методов, а конкретнее ориентация на эмпирические методы познания, где фи-лософия, являющаяся более наукой теретической, чем практической, не имела возможностей предоставить психологии необходимых инструментов.

2. Введение, в психологию опираясь на историческую необходимость об-ретения своего, отличного от философского, метода познания новейших мето-дов исследования, например, взятого в естествознании метода эксперимента, в том числе и математических методов расчета результатов опытов.

Использованная литература

  1. Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  2. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998
  3. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х то-мах. Т-1 1996
  4. Якунин В.А. История психологии. М., 1998.
  5. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Питер 2002.
  7. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан.
  8. 4-е изд. М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
  9. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2002.
  10. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.
  11. Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва,2001.
  12. Шульц Д.П. Шульц С.Э. История современной психологии.С-Петерб., 2000.
  13. Немов Р.С., Психология, М., 1998.М., Педагогика-Пресс, 1997.
  14. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. М., 1985.
  15. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  16. Полани М. Личностное знание. М, 1985.


Другие похожие работы