Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Стратификация общества

Стратификация общества

АЭИУ

Реферат по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Стратификация общества"




Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Этот пример размежевания каст по этническому признаку - далеко не единственный. По свидетельству Левы-Стросса, что-то подобное существовало еще сравнительно недавно у индейцев мбайа-гуайкуру в Бразилии и Парагвае. В структуре их монархических обществ и в материальной культуре чувствуют веяние древних цивилизаций Америки - таких, например, как культура Чавин в Перу, которые существовали на рубеже первого и второго тысячелетий до н. э. В обществе кадиавеу представители этого этноса составляли привилегированную касту, своего рода аристократию. К ней, кроме самых монархов, принадлежали родовая знать, которая подразделялась на два соподчиненных класса, и подкаста воинов. Все они обслуживались кастой крепостных индейцев гуана, которая, как и высшие пласты общества, также подразделялись на три подкасты. Кстати сказать, историками подмечена закономерность, суть которой в том, что процессы формирования государства чаще всего ускоряются в обществах, которые состоят более чем из одного этноса.

Причина возникновения другого, намного более экзотического варианта кастового общества лежит не в порабощении одного народа другим, а в восходящим к древнейшим временам религиозным представлением, которые сложились внутри того или другого единого этноса. Прекрасным примером религии, которая породила очень причудливую кастовую систему, которая стала основанием всей социальной организации многих народов Южной Азии, служит индуизм. В верованиях индуистов логически доказано противопоставление понятий «чистота» - «нечистот», что из поколений столетий были основными практически во всех архаических культурах.

Могущественным источником нечистоты индуисты считают всякое насилие и не только над людьми, но также над животными, над растениями и над матерью-землей. Именно поэтому люди духовного звания ни в коем случае не должны заниматься хлебопашеством (при который наносятся раны земле), профессией мясника, который забивает скот, и маслобоя, который отнимает жизнь у зерен растений, все эти профессии относятся к «нечистым».

Все это создает в среде народов, которые исповедуют индуизм, особую психологическую обстановку страха перед неверным шагом, который грозит столкновением со скверной. Вот что пишет, в частности, французский этнограф Марк Габорио о повседневном состоянии духу у жителей одной из стран индусского мира: «Ощущение сверхъестественных сил пронизывают всю жизнь жителей Непала... Кажется, нет действий, не соединенных с обрядностью, чисто мирских в европейском содержании этого слова, разве только развлечения. Также и сами танцы нередко приобретают религиозное значение и могут легко перейти в шаманское «кручение»... Многочисленные и вездесущие священные силы имеют как бы два полюса. Один положительный: боги проявляют заботу о порядке в мире и обществе. Это источник чистоты и надежды, уверенности в спасении. Другой полюс отрицательный, отрицательный, где сосредоточенные взаимно связанные нечистота и опасность; сексуальность, рождение, смерть источника нечистоты отдаляют человека от больших богов и отдают во власть младших злостных божеств, которые бродят по земле призраков и колдунов»

Возникновение индуисской системы касты обоснованы в санскритских трактатах, созданных еще в первом тысячелетии до н. э.. В них было установлено распределение общества на четыре пласта, именованных варнами, за пределами которых были оставлены так называемые вневарновые, которые включают в себя самые обездоленные пласты париев и нетронутых. На вершине созданной заветами индуизма иерархической пирамиды находится варна жрецов-брахманов. Немного ниже стоит варна кшатриев, куда относится высшая светская аристократия, призваная осуществлять земную власть, а также люди военных профессий. За ними по нисходящей вытекает варна вайшьев, которая объединяет земледельцев, скотоводов и торговцев. Члены всех этих трех варн в возрасте 8-12 лет, после обучения священным текстам, проходят инициацию, которая рассматривается как второе, духовное рождение. Поэтому брахманы, кшатрии и вайшьи именуются дважды рожденными - в отличие от представителей четвертой, наиболее низкой касты шудр, которая объединяет ремесленников и слуг.

Сначала система варн возникшая, скорее всего, как естественный, непременный результат имущественного и социального расслоения общества - приблизительно тем же путем, как это происходило, скажем, у земледельцев африканских саванн. Варны имеют то общее с состояниями более обычного для нас европейского общества (духовенство, знать, купечество, ремесленники), что браки между ними не запрещены целиком: індуїст может взять как другу жену или наложницы женщину из более низкой варны, хотя бракосочетание с представительницей вышестоящей варны считается недопустимой. Главная же отличие варн от состояний составляется сегодня в том, что в основе иерархического соподчинения варн лежит принцип их неравноценности по степени «ритуальной чистоты»: варна брахманов - самая чистая, варна шудр наименее чистая, если не считать, разумеется, вневарнових нетронутых и париев.

Именно этот принцип, доказанный до логического конца, лиг в основу подраздела варн и общества в целом на касты или джати, что сложилось в более поздние времена, в ходе дальнейшей эволюции индусских культур. Все без исключения члены данной касты характеризуются целиком определенным уровнем преемственной чистоты-нечистоти, что раз и навсегда определяет место этой касты в иерархии общества. Степень чистоты определяется в первую очередь родом деятельности: если любая каста из варны брахманов, которая стоит на страже чистоты всего общества, по определению относится к наиболее чистым, то касты прачек или золотарей оказываются среди наиболее нечистых, когда в скором времени они по роду своих занятий всегда и везде непосредственно сталкиваются с «грязью», с отходами человеческой жизнедеятельности. Она передается через воду, пищу и даже через прикосновенье.

Чистота - состояние неустойчивое, а нечистота вездесущая и заразительная. Чтобы сохранить уровень присущий данной касте чистоты, человек должна постоянно, под страхом исключения из касты, делать обмывание и всяческие ритуальные очищения - особенно после опасного контакта с членом нижестоящей касты. Следует ли говорить, что нечистота передается могущественным потоком при половых контактах. Отсюда наиболее суровый запрет не только на браки, но даже на мимолетные половые связи между представителями разных каст.

Содержание работы

Содержание

Введение 2

І. Основные системы стратификации 3

ІІ. Традиционная стратификация общества 5

ІІІ. Социальная мобильность 10

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Для человеческого общества на всех этапах его развития была характерная неровность. Структурированные неровности между разными группами людей социологи называют стратификацией.

Изучение социальной стратификации имеет длинную историю, которая начинается c середины XIX века. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), которые стали серьезным взносом в труд исследователей начала ХХ века. от Вильфредо Парето (который предложил теорию циркуляции элит) до Питирима Сорокина. Сейчас большая часть литературы по этой теме неразрывно переплетается с роботами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, статистической технике и роли теории в социальных исследованиях. Конечно, охватить все многообразие литературы по данной теме в одной работе не представляется возможным. Моей целью является лишь обзор основных типов стратификации общества в прошлом и настоящем.

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодина¬ково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположе¬ние индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессио¬нальном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является ней¬тральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Вопрос «кто что получает и почему?» интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подроб¬но обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Госу¬дарство» в 370 г. до н. э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для бога¬тых, и они враждуют между собой». В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага.

І. Основные системы стратификации

Согласно Энтони Гидденсу, «заметные четыре основные системы стратификации: рабство, касты, состояния и классы.

Рабство.- это наиболее выраженная форма неровности, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в разных обществах. Системы рабской работы развалились отчасти из-за борьбы против них, отчасти потому, что экономические или другие стимулы побуждали людей работать более эффективно, нежели прямое принуждение. С того времени, как более столетия назад воля было гарантирована рабам Северной и Южной Америки, рабство как формальный институт постепенно уничтожилось и сегодня почти целиком исчезло в мире.

Каста. Касту связывают чаще всего с культурой Индийского субконтинента. Термин «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». У самых индийцев нет термина для описания классовой системы в целом, разные слова раскрывают ее разные аспекты. Среди них - два главных - варна и джати. Варны включает четыре категории, транжируються по социальному престижу. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень чистоты, нетронутые - наиболее низкий. Брахманы должны избегать определенных типов контактов с нетронутых, и только нетронутым разрешаются физические контакты с животными или с субстанцией, обусловленной как нечистая. Кастовая система изначально жестко связана с индусской религией. Индуисты убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и обязанностям своей касты, то его ждет наиболее низкое положение в следующем воплощении.

Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнические группы подвергались сегрегации, и доминировало поняие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).

Родословная. Родословные были частью европейского феодализма, но они были также во многих других традиционных обществах. Феодальные состояния включают смертные казни с разными обязанностями и правами; некоторые из этих расхождений устанавливаются законом. В Европе состояния включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое состояние, имея более низкий статус, но владея разными привилегиями. К так называемому «третий родословной» относились слуги, свободные крестьяне, торговце и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Родословные имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, которая базировалась на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных, тем которые существовали в средневековой Европе, родословные были замкнуты на имениях и локализованы, образовывая скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.

Классы. Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и родословной. Особенно нужно отметить четыре момента:

Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на преемственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами некогда не бывают ясно очерченными.

Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самым, а не просто быть «такой» от рождения, как в других типах систем стратификации.

Социальная мобильность - движение вверх и вниз в классовой структуре - значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная мобильность, переход из одной касты в другую невозможен).

Классы зависят от экономических расхождений между группами людей, связанных с неровностью во владении и контроле над материальными ресурсами.

В других типах стратификационных систем неровность выражена скорее на уровне межличностных отношений, которые касаются обязанностей между лугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст.

ІІ. Традиционная стратификация общества

«Стратификационные общества получили свое название от латинского слова stratum, что в переводе означает «пласт». Общество этого типа проще представить себе в виде слоеного пирога, так как всякие взаимодействия между пластами (стратами) организованны скорее по вертикали нежели по горизонтали - как это происходит в сегментарных обществах. Наиболее своеобразными из стратификационных обществ являються общества, подразделенные на касты. Границы между сосуществующими пластами общества сохраняются здесь практически непроницаемыми.

Одна из разновидностей кастового распределения общества основанна на этнических расхождениях. Именно этот вариант возникает в случае интеграции цивилизации копья с цивилизацией зернохранилищ. История Африки дает несколько примеров подобной интеграции. К началу второго тысячелетия нашей эры племена скотоводов, которые относятся к нилотской группы народов, стали расселяться из долины Нила к югу саваны, где жили негроиды-банту. Пришельцы-Скотоводы использовали как основу новой политической системы пред государственные структуры местных земледельцев. При этом на имущественную и сословную неровность наложилась еще и кастовая. Например, в царстве Анколе, которое сформировалось в XV-XVI столетиях на территории современной Уганды, скотоводе хима отвели себе роль господствующей касты, которая держит в подчинении касту извечных местных жителей - земледельцев иру.

Одним из важнейших инструментов сохранения такого господства стал запрет, который распространялся на все иру, разводить скот. Крестьянин мог получить в пользования или яловую корову, или бычков, которых закалывали на мясо. В обмен на этих животных иру должны были отдавать скотоводам часть своего урожая. Возможности крестьян восстать против установленного порядка сведенные к минимуму, поскольку им запрещалось иметь оружие и входить в состав военных отрядов. Браки между ира и хима категорически запрещались. И хотя существовало в Анколе кастовая неровность служила источником постоянного социального напряжения, с экономической точки зрения система оказалась прогрессивной, посколку сформированное в обществе разделение труда приносило обоюдную выгоду и скотоводам, и земледельцам.

Использованная литература

  1. Бельский Ю.Ю., Беляев А.А. Социология Учеб. Для вузов - М.: ИНФА-М, 2002
  2. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. Для вузов : - М.: Гардирики 2002
  3. Галактионов А.А. Русская социология ХІ ХХ веков: Учеб. СПБ .: Лань, 2002
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология Учеб. Для вузов М.: ИНФА-М, 2001
  5. Зборовский Г.Е. История Социология: классический этап: Учеб. Для вузов - Екатеринбург, 2001
  6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. Для вузов - М.: Акад. Проект 2002
  7. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник для студентов социологических факультетов. М.: Союз, 2000


Другие похожие работы