Контрольная работа по социологии.
Контрольная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Контрольная работа по социологии."
Автор работы: Ольга
Страниц: 23 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
10.3 Назовите и охарактеризуйте основные компоненты культуры.
Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д.
Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества. Зарождение или принятие религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны, политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и научные открытия во всем этом проявляются и культурные закономерности, формирующие данное общество и международные отношения.
1. Обычаи
Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе целостных, привычных образцов. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обряд и ритуал более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции. Ритуал как формализованное и специализированное поведение служит целям упрочения связей либо между постоянными членами групп, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности.
В основном совпадает по значению с обычаями термин «нравы» как сложившаяся форма регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой нормативного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т. д. Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и другие подобные процессы подразумевают крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности.
Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в архаичных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма.
2.2. Нормы культуры.
В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на внутренние мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (экспектации).
Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.
Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.
2.3. Ценности культуры
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, остояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т. д.
Из сопутствующих понятий следует упомянуть «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем этих понятий обычно уже, чем «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности («идеалы») лишь отвлеченное отражение интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения разной направленности! которые рассматриваются социальной психологией. Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.
Между ценностью и действенной ориентацией может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, находим в пьесе Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и действует, то ситуативно, по настроению) и не только для того, чтобы удостовериться еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать .
В отличие от него герой романа Достоевского Раскольников не только убедил себя в том, что не имеет ценности жизнь «вредной старушонки», но и в самом деле убивает ее, что влечет з собой глубокое раскаяние.
2.3.1. Классификация ценностей.
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.
Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.
Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.
Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человка от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.
Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство скот, для оседлого крестьянина земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.
Содержание работы
1.1 Объясните разницу между предметами изучения социологии, политологии и философии.
Социология (франц. sociologie, от лат. socictas - общество и греч. lógos - слово, учение; буквально - учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Социология ориентирована на изучение, с помощью многообразных научных методов, реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами. Политология - отрасль науки, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней и внешней политики. Философия - учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
2.1 В чем, с Вашей точки зрения, состоит гуманистическая и познавательная функция социологии?
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Познавательные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.
3.1 Раскройте содержание этапов социологического исследования. Объясните разницу между гипотезой, предметом и целью социологического исследования. Приведите примеры.
Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:
1- выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);
2- отработка методик сбора данных;
3- сбор информации ("полевой" этап);
4- подготовка данных к обработке и анализу;
5- обработка и анализ информации;
6- изложение результатов исследования.
Гипотезы представляют собой научные предположения о свойствах и структуре социального объекта, о характере связи между изучаемыми социальными группами, а предметом и целью социологического исследования является конкретная проблема, результатом которого могут стать данные подтверждающие или опровергающая гипотезу.
4.1 Назовите типичные ошибки, совершаемые при попытке провести социологический опрос и интегрировать его результаты.
Проблемы и трудности ведения социологического исследования показывает, что самые типичные ошибки и трудности социологических исследований в разработке программы социологического исследования есть: во-первых, проблемы, которые сформулированы в программе, часто не отображают реальную ситуацию. Поставленные уже раньше и реализованы проблемы часто игнорируются или же просто не учитываются. Во-вторых, цель исследования не связана с проблемой, сформулированная часто абстрактно, не отображает специфику объекта. Не определены четко задания исследования. Поставлены задания, оторванные от реальных возможностей, средств исследования. В ходе разработки программы не проводится анализ модели объекта в системе факторов. На основе имеющихся данных трудно установить пределы объекта, его количественный состав, структуру и ин.; в-третьих, не определенно предмет исследования, дается достаточно узкая или широкая интерпретация предмета исследование, в ходе формирования программы выяснялось, что очень слабо теоретически разработано предметное содержание исследования. В процессе исследования игнорируется значение теоретической модели исследования. Акцент в исследовании полностью перенесен на анализ эмпирических показателей. В процессе исследования смешивается теоретический и эмпирический уровень анализа процессов, а теоретическая интерпретация осуществляется фрагментарное, отсутствуют гипотезы не соотнесенные между собой категории анализа и единицы анализа, не построена схема понятий операционной интерпретации.
5.2 Раскройте представления о гражданском обществе и социальном неравенстве в трудах ученых французского Просвещения.
В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества. Представители утопического социализма Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф доказывали необходимость немедленного преодоления неравенства, установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения.
6.2 Опишите основные понятия концепции социально-исторического детермизма.
7.2 Опишите социологические взгляды М.Вебера.
8.2 Назовите и кратко охарактеризуйте основные положения феноменологической школы социологии.
9.3 Опишите формы и механизмы социального взаимодействия.
10.3 Назовите и охарактеризуйте основные компоненты культуры.
11.3 Какую роль играет язык в формировании культуры? Опишите культурно-речевую стратификацию языка.
12.3 Приведите не менее трех определений понятия «социальный прогресс», выработанных представителями различных социологических школ. Назовите причины социального прогресса.
13.4 Раскройте теорию возникновения девиаций, разработанную Р.Мертоном и Э.Дюркгеймом.
14.4 Что означает термин «феральный человек»? Какие условия приводят к появлению феральных людей? Чем отличается судьба сказочного Маугли от судьбы реального ферального человека?
15.4 Что такое статус? Что такое статусный набор? Что означает обладание определенным статусом? Назовите свои основные статусы.
16.4 Что такое санкция? Опишите виды санкций. Приведите примеры санкций, относящихся к мальчику, студентке, пенсионеру.
Использованная литература
- Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., Тетрасистемс, 2006. 640 с.
- Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
- Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 432 с.
- Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность //СОЦИС. 2002. № 3.
- Социология. Основы общей теории. М., НОРМА, 2002. 912 с.
- Общая социология: Учебное пособие/ под общ. Ред. Проф. А.Г. Эфенлиева. М., ИНФРА-М, 2000. 654 с.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
- Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // СОЦИС, 2001. № 7.
- Уайтли М. Дж. Американское общество накануне XXI столетия: удастся ли преодолеть дуализм ценностей / Американское общество на пороге XXI века: итоги, проблемы, перспективы. Материалы конференции. М., 1996.