Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Семья как социальная группа и социальный институт.

Семья как социальная группа и социальный институт.

СГУТИ

Контрольная по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Семья как социальная группа и социальный институт."




Автор работы: Ольга
Страниц: 11 шт.



Год:2008

Цена всего:750 рублей

Цена:1750 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Семья как социальный институт

Социология семьи отрасль, которая изучает формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных социально-экономических и культурных условиях.

Социальные институты (от лат. Institutum установление, учреждение) это исторически сформированные стойкие формы организации совместной деятельности людей. Термин социальный институт употребляется в самых разнообразных значениях .

Одним из самых древних социальных институтов является семья. Возникла семья в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций, государств. Общественная ценность и значимость семьи обусловлена ее производством и воссозданием непосредственно жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Семья объединение на браке или кровному родстве, усыновлении людей, связанных общностью быта, на взаимной моральной ответственности за воспитание детей, заботе о родных и взаимопомощи. Вместе с тем это малая контактная группа людей, которые взаимодействуют между собой, особенная форма взаимодействия. Государство, которое состоит из полноценных, развитых и культурных семей, богатое государство, у него есть будущее.

Н. Смелзер писал: Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединении людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей . Аристотель определяет семью как форму общения.

Из определения семья выплывает, что основными являются три ее признака:

- брачные или кровнородственные связки между всеми ее членами;

- общее проживание в одном помещении;

- общий семейный бюджет.

Но также следует отметить, что в современной зарубежной литературе все больше научных работников фиксирует перенесение акцентов из рассмотрения семьи как социального института в плоскость социологического анализа семьи как малой социальной группы. Немецкий социолог Х. Тирелл характеризует «растворение» семьи в обществе и изменения ее функциональных границ как процесс деинституализации современной семьи. В развитых странах он обусловлен многими причинами. Потеря экономического значения семьи (когда все ее члены занимались общим трудом на собственном лоскутке земли или производством какого-то продукта или товара) привела к тому, что основанием брака постепенно становится интимная сфера . Средством соединения в семью становятся не столько экономические предпосылки, потребности и экономическая зависимость, сколько фактор любви. В настоящее время семья и брак ориентируются преимущественно на эмоциональные отношения и интересы. Происходит последующая приватизация жизни людей и изоляия семьи от общества, основанная на эволюции традиционных ценностей (обязанность уступает место современным индивидуалистским ценностям или стоимостям самореализации и самоутверждения). Большинство современной молодежи развитых стран считает основной ценностью каких-нибудь парных отношений любовь, признание и понимание; на первый план выдвигается партнерство.

Почти все западные исследователи соглашаются, что из всех традиционных основ построения семьи и ее роли в обществе в настоящее время сохранилась только одна забота о потомках. Лишь в отношении к детям и их социализации (то есть подготовке к вступлению во взрослую социальную жизнь) на Западе еще хранится значение семьи как социального института. Семья достает преобладающую ориентацию на ребенка и, что наиболее важно, осознание этой ориентации . Историко-культурные исследования удостоверяют, что с ростом темпов индустриализации той или другой страны с ребенком связывают в большей мере психологические, чем материальные ценности. Одновременно изменяются и ролевые позиции родителей: на смену заботе о материальном обеспечении ребенка приходит новая потребность: возможность раскрытия себя в ребенке.

Следовательно, и в нашей, и в других странах сегодня происходят похожие процессы эволюции семьи. Это обусловлено переходом посткоммунистических стран от тоталитарных к демократическим формам социально-политического уклада, от «закрытого» к «открытому» типу обществ. Семья все больше выходит из под контроля государства и общества в целом. Отношение государства к семье постепенно перестает быть сугубо потребительским и инструменталистским. Государство избавляется функций контроля и применения карательных санкций по отношению к семьям и их членам, прежде всего подростков и несовершеннолетних. На первый план выступает обеспечение государством благоприятных условий для образования и существования семей, особенно молодых, и отображения этих процессов в государственной семейной политике (соответствующем законодательстве и конкретных мероприятиях типа льготного кредитования, паевой помощи в строительстве жилья, выпуска специальных групп недорогих товаров для молодых семей и их детей и тому подобное).

Хотя внимание исследовтелей-социологов к семье как социальному институту ощутимо уменьшается, все же в данное время существуют достаточные предпосылки для постановки вопроса об интеграции двух парадигм. Она может осуществляться в пределах представлений о семье как социальной системе. Если рассматривать семью как систему во всей ее многогранности и сложности, то станет понятным наличие разных исследовательских подходов, потому что даже одни и те же свойства системы отображаются в разных терминах и значениях. Системный подход в настоящее время широко используется как во всей социологии, так и в ее отдельных направлениях и отраслях.

Общепризнанным в современном социологической мысли является положение об изменениях, которые касаются семьи, в течение всех времен ее существования. В западной социологии существует специальное направление историческая социология, которая занимается сравнительным анализом эволюции семьи в исторической перспективе. Один из ее представителей, Дж. Голдторп, считает, что семью и семейную жизнь следует рассматривать в динамике, а не в статике. Он выделяет несколько этапов развития семьи в англосакской среде:

- семья в дохристианском обществе (из доминацией парной семьи, поздних браков, большим количеством одиноких людей);

- семья в христианском обществе (с большим влиянием церкви на семейную жизнь и брак, запрещением браков между кровными родственниками, с добровольным вступлением в брак, практической невозможностью разводов, запрещением абортов и тому подобное);

- семья в индустриальном обществе (с началом в конце XVIII ст. промышленного переворота происходит первая революция в семейной жизни: снижение возраста вступления в брак, увеличение рождаемости, широкое распространение женского труда, разрешение разводов за судебным решением и т.п.) .

Современный этап развития западного общества принес вторую революцию в семейной жизни, которая не только коренным образом изменила семью и семейные отношения, но, по мнению многих исследователей, подвергла сомнению именно существование семьи. Это обусловлено целым рядом обстоятельств экономического и культурного характера.

Содержание работы

Введение

Одним из самых древних социальных институтов является семья. Возникла семья в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций, держав.

В процессе исторического развития под воздействием господствующего в обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений семья систематически изменялись. Прогресс общества тесно связан с устранением, уменьшением дискриминации женщины на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенными изменениями функции семьи, создания условий для совершенствования брачно-семейных отношений, усилением и расширением воспитания.

В семье отображаются и переплетаются самые разнообразные общественные отношения: экономические, социальные, политические, правовые, духовно-идеологические, психологические, моральные, эстетичные.

Объект исследования: - общественные отношения в целом та институализация общественных связей в частности.

Предмет исследования: - семья как социальная группа и социальный институт.

Использованная литература

  1. Использованная :
  2. Войтович С. О. Свит семьи и горизонты призвания. К., 1989.
  3. Журбицка Т. С. Молода семья. К., 1988.
  4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. Академический проект, 2001.
  5. Краткий словарь по социологии. Г.: 1988.
  6. Лавриненко В.Н. Социология. Москва. 2001
  7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. Г.: 1989.
  8. Смелзер Н. Социология. Г.: 1994.
  9. Современная западная социология: Словарь. Г.: 1990.
  10. Социология: Наука об обществе. Харьков: 1996.
  11. США: Проблемы семьи (Реферативный сборник). Г.: 1990
  12. Эволюция семьи в современном обществе: Реферативный сборник. Г.: 1989.


Другие похожие работы