Влияние телевидения на жизнь студенческой молодежи
Дипломная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Влияние телевидения на жизнь студенческой молодежи"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 80 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. Внедрение телевидения в общественную практику социокультурного взаимодействия в настоящее время является определяющим фактором развития общества. Современный человек практически постоянно пребывает в масс-медийном пространстве и черпает большую часть информации из телепередач и Интернет-ресурсов, что определяется роль телевидения и Интернет как ведущую. Особая роль в настоящее время пока принадлежит телевидению – наиболее распространенному и влиятельному из средств массовой информации. Несмотря на то, что развитие Интернет – пространства идет потрясающими темпами, в настоящее время многие пользователи применяют Интернет для информационного развития и отдыха реже, нежели телевидение. Во многом это определяется и низким уровнем большинства населения, т.к. и сам компьютер, и Интернет-трафик стоят дороже, нежели телевизор и услуги телевещания. Несмотря на столько острую конкуренцию, а может быть, во многом благодаря ей, телевидение динамично развивается, отвечая на общественное развитие и воспринимая технологические новшества. На российском телевидении увеличилось число телевизионных каналов, расширилось их тематическое и жанровое разнообразие, появились узкоспециализированные телевизионные каналы, рассчитанные на узкую аудиторию и покрывающие определенную тематику, в большей степени сконцентрированные на информационной, нежели развлекательной составляющей. В связи с этим социокультурная практика просмотра телевизора претерпевает существенные изменения. Зрители осваивают более широкое предложение телевизионных программ и новые способы просмотра, что в конечном результате определяет ведущие роль телевидения как социоформирующего фактора.
Принимая во внимание роль телевидения в формировании общественного сознания и социокультурной среды, можно утверждать, что изучение процессов трансформации телевизионной аудитории под воздействием образов, транлируемых телевидением, является актуальной проблемой. Телевидение давно стало крупнейшим сегментом колоссальной индустрии развлечений, и в процессе эволюции из некого сложного, комплексного «продукта потребления», т.е. из продукта управляемого, оно постепенно эволюционировало в ведущего – определенный действенный механизм формирования жизненных устоев, в конечном счете определяющих стиль жизни. Более того, некоторые ученые утверждают, что длительный просмотр неограниченного (только свободным временем) количества телепередач имеет своим следствием паралич воли телезрителя – «из развлечения телевидение превратилось в способ зомбирования. Парадокс: люди зачастую смотрят телевизор не потому, что хотят, а потому, что не могут его не смотреть» .
Источники столь сильного влияния телевидения во многом понятны - вся индустрия телевидения полностью сконцентрирована на том, чтобы привлечь внимания телезрителя, потому как рейтинговость определенных телеканалов обещает рекламную прибыль. Телевизионная реклама как фактор, провоцирующий потребительское поведение – тема отдельного исследования, однако нельзя не отметить, что «в комплексе влияние телевидения может вести к глубочайшим имениям всей личности».
В силу того, что особенно ярко влияние телевидения отражается на современной молодежи, т.к., как было уже отмечено, многие телезрители из-за большого выбора телеканала и многообразия передач на любой вкус в просмотре ограничены только свободным временем, которого в силу значительной социальной нагрузки у старшего поколения меньше, в настоящей работе мы ограничимся исследованием влияния телевидения на жизнь студенческой молодежи. В этой ситуации изучение избранной темы представляется актуальной и в теоретическом, и в практическом аспектах.
Цель настоящей дипломной работы – исследование влияния телевидения нат жизнь студенческой молодежи.
Цель дипломного проекта достигается решением следующих задач:
- дать определение и характеристику телевидения как социоформирующего фактора;
- определить особенности влияния телевидения на жизнь студенческой молодежи;
- разработать рекомендации по оптимизации указанного влияния.
Объектом исследования является студенческая молодежь.
Предмет исследования: последствия телевидения на жизнь студенческой молодежи.
При работе над дипломным исследованием был использован метод контент – анализа – в теоретической части и метод анкетирования – в практической.
Научная новизна настоящего дипломного исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации воздействия телеавидения на жизнь студенческой молодежи.
Практическая значимость настоящего дипломного исследования состоит в том, что результаты дипломного исследования могут быть использованы как в дальнейшем теоретическом анализе проблемы, так и на практике организации телевещания и работы со студенческой молодежью.
Структура работы: настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Телевидение как социоформирующий фактор 6
1.1. Телевидение – понятие, сущность, история распространения 6
1.2. Социальная роль телевидения 21
1.3. Стиль жизни молодежи и факторы, влияющие на её формирование 29
Глава 2. Анализ телевидения как факторы формирования стиля жизни молодёжи 44
2.1. Описание цели, задач, выборки и методов эксперимента 44
2.2. Анализ результатов эксперимента 48
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию использования телевидения молодежной аудиторией 50
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 75
Использованная литература
- Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. Доклад на открытом заседании президиума АИМ 26.03.2004 г.
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991
- Бодрийар Жан. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000
- Бойко В.Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания // Ценности социальных групп и кризис общества. – М.: Ин-т философии АН СССР, 1991
- Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М., 1986
- Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. – М., 1995
- Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // Культурология. XX век. Антология. — М., 1994.
- Виноградова С.М., Корконосенко С.Г. Массмедиа в социально-политическом пространстве (Россия и скандинавские страны) // Компаративистика: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова. СПб., 2001
- Виноградова С.М., Корконосенко С.Г. События в СМИ и в социальной реальности России // Акценты. 2002. № 7–8.
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие. Под ред. Волокова Ю.Г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие. Под ред. Волокова Ю.Г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Грушин Б.Ф. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. – М.: Знание, 1979.
- Дробницкий О.Г. Наука и ценности: состояние проблемы и ее постановка // Философия науки. – 1973. - №4.
- Дробницкий О.Г. Проблема ценностей и марксисткая философия// Вопросы философии. – 1966
- Евстафьев В., Яссонов В. Введение в медиапланирование: учеб. пособие. – М., 1998
- Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь //Медиаобразование: от теории - к практике /Сост. И.В.Жилавская. - Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007
- Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь //Медиаобразование: от теории - к практике /Сост. И.В.Жилавская. - Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007
- Засурский Я.Н.Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество, 1999, вып.1.
- Захаров Н. В., Луков А. В. Школа тезаурусного анализа // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. – Т.2. – М., 1996
- Исследование проблем молодежи в ГДР/ под ред. Ю.Е. Волкова. – М., 1976
- Ковалев П. А. Молодежная аудитория телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1
- Коган Л.Н. и др. Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. – Свердловск, 1973
- Корконосенко С.Г. Журналистский дискурс в пространственно-временной динамике // Российская журналистика: от «Колокола» до «СПИД-Инфо». Екатеринбург, 1996
- Корконосенко С.Г. Российская журналистика: от кризиса к отмиранию // Журналистика и социология’98. Журналистика в условиях общественного кризиса/ Редкол.: С.Г. Корконосенко (ред.-сост.), И.Н. Блохин, С.М. Виноградова, В.А. Сидоров. СПб., 1999
- Лукницкий С.П. Средства массовой информации в системе управления современной Россией: автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 1999
- Луков А. В. К вопросу о социологии телевидения // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 6. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
- Луков А. В. Студент в социально-технологических отношениях // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г.: Доклады и материалы. Вып. 7. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
- Массовая информация и общественное мнение молодежи/ под ред. В.Л. Оссовского. – Киев, 1990
- Мельник Г.С. Масс – медиа: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996
- Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999
- Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973
- Нанешвили Б.Д. Исследование восприятия ведущих телевизионных программ молодежной аудиторией// Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. – М., 1995. №3
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. – Т.1. – М.,1996.
- Орехова С.Г. Критический обзор теоретических исследований английской буржуазной пропаганды и журналистики: социологическое и социально-психологическое направления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1978. № 4
- Парсонс Т. Система современного общества: пер. с англ. – М.: Аспект-пресс, 1998.
- Петров Д.В. Молодежная субкультура. Саратов, 1996
- Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. – М., 1998
- Поздняков Э.А. Философия культуры. – СПб., 1999
- Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998
- Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. - М.:Искусство, 1988
- Сапунов Б.М. Религия и массовая культура. На материалах телевидения и радиовещания. – М., 1994
- Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. – М.,1998
- Сафарян А. В. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации // Власть. 2008. №5.
- Сафарян А. В. СМИ как «четвертая власть» и институт социализации // Власть. 2008. №5.
- Социологическое обеспечение деятельности СМИ / Редкол.: С.Г. Корконосенко (отв. ред.), О.А. Алашеева, В.В. Ворошилов, М.Н. Ким. СПб., 1995
- Стронгин Р.Г. Конфликты и компромиссы: взгляд с позиций теории игр // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. – Н.Новгород, Изд-во НИСОЦ, 2001
- Сэндидж Ч.С. и др. Реклама: теория и практика. – М., 1996
- Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. – М., 1999
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. – Л., 1968.
- Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве. – М., 1996
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Чадлини Р. Психология влияния. – М., 1997
- Чубайс И.Б. Воздействие телевидения на формирование общественного мнения: автореф. … канд. филос. наук. – М., 1979
- Шейнис В. Выборы и политическое развитие // Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов. – М.: Гендальф, 2000.
- Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М., 1980