Взаимоотношение поколений в российской семье
Контрольная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Взаимоотношение поколений в российской семье"
Автор работы: Ольга
Страниц: 23 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема отцов и детей была, есть и, наверное, будет актуальна во все времена.
Эта проблема безграничного контроля со стороны родителей, проблема вечных споров и упреков. Иными словами, «конфликт отцов и детей это битва опыта с бессмертием», вечная борьба поколений, связанная с культурными, социальными, моральными ценностями и установками. Однако вопрос этот в разные исторические эпохи по-разному.
Понятие «поколение» можно рассматривать в разных аспектах, оно имеет несколько определений. Вот некоторые из них звено, ступень, колено в цепи происхождения от общего предка; однородная социально-возрастная группа людей когорта, интервал 25-30 лет; как «хронологичекое поколение», с помощью которого характеризуется определенный промежуток времени, в течение которого живет то или иное поколение, стадии онтогенеза, процесса социализации, жизненного пути от детства к старости; духовно-символическое объединение историко-социальной общности современников, жизнь которых с какими-либо важными историческими событиями, пронизана единством идейных, нравственных позиций.
Тема взаимоотношения поколений в настоящее время в нашей стране считается актуальной не случайно, ведь, находящиеся недалеко друг от друга во временном пространстве, они страшно далеки в идеологическом плане.
В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обрушили на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в многодетных семьях, в молодых семьях с маленькими детьми, в семьях с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Актуальность темы данной работы заключается в том, что сегодняшняя система социальной поддержки устроена таким образом, что помощь может быть получена только теми, кто смог преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков обычное явление, учреждение должности социального педагога должно быть обязательным.
Цель данной работы проанализировать взаимоотношения поколений в российской семье.
Согласно данной цели сформулированы следующие задачи:
Охарактеризовать современное состояние взаимоотношений поколений в российской семье;
Проанализировать проблемы семей в современной России;
Осветить аспекты взаимоотношения поколений в российской семье.
Данная работа сформирована в виде введения, трех пунктов, заключения и списка используемой литературы.
В связи с реформами российской действительности, которые начались еще в конце прошлого столетия, проблема семьи и семьи как объекта социальной работы в отечественной литературе посвящено множество пособий, учебников и монографий.
Особенно хотелось бы отметить работы Антонова А.И., Борисова В.А., Сорокина С.А., Березиной В., Ермоленко Г., Мацковского М.С. А так же монографию Гурова В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей», Микляевой Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей», Шнейдера Л.Б. «Социально-психологическая и консультативная работа с семьей».
Проблемы семей в современной России
В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обрушили на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в многодетных семьях, в молодых семьях с маленькими детьми, в семьях с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.
Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного (по качеству, а в малообеспеченных семьях и по количеству) питания, проведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образования, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, плохой посещаемости зрелищных, культурных, спортивных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.
Сегодняшняя система социальной поддержки устроена таким образом, что помощь может быть получена только теми, кто смог преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. Это приводит к тому, что поддержки не получают как раз самые нуждающиеся. Государственная машина отгораживает себя от тех, кому она должна служить в первую очередь.
Чисто юридически семья рассматривается с позиций ведения совместного хозяйства. Это приводит к выхолащиванию главного содержания семейной жизни добровольный союз людей с целью всеобъемлющей заботы друг о друге, рождения, выращивания и воспитания детей. Результат полная беспомощность граждан России в реализации законодательных актов, связанных с семьей и детством.
В государственной политике и в общественном сознании российского населения отсутствует понимание механизмов взаимосвязи экономики, социальной и культурной жизни семьи и ребенка. Речь идет не столько о социальном обеспечении в патерналистском значении этого слова, сколько о необходимости реализации собственной активности детей и взрослых. Решение экономических и социальных проблем невозможно без определяющего влияния духовной и нравственной составляющей жизнедеятельности граждан России.
Укрепление семейных отношений приобретает сегодня все большее значение. Поэтому исключительно важно положение Плана действий по осуществлению Всемирной декларации о том, что «для всестороннего и гармонического развития личности дети должны расти в семейных условиях, в атмосфере счастья, любви и понимания».
В семье проявляют себя все содержательные противоречия социальной жизни человека, и они имеют возможность разрешаться на качественно ином уровне, чем уровень государства. Взаимная любовь и поддержка членов семьи делают семью уникальным социальным институтом, когда любая проблема решается с точки зрения максимального учета достоинства и интересов обеих сторон [4, С. 12]. Гармоничные семейные отношения позволяют разрешить «вечные» противоречия между насилием и свободой, эгоизмом и альтруизмом, духовным и материальным, жизнью и смертью, старым и новым и т. д. Лишь научившись любви дома, человек становится личностью, способной включить в сферу своих забот интересы гражданского общества, то есть завершить свою позитивную социализацию.
В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются особой опасности. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. И пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реалные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, до тех пор семья не станет действительно ответственной перед своими членами и обществом за благополучие растущих в ней детей.
Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным партнером, а государственные и общественные институты призванными служить семье, а не управлять ею. Тем самым реализуется принцип субсидиарности, без последовательного воплощения которого невозможно построение демократического общества.
Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни России в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей, вынуждая ее к быстрым изменениям жизненной стратегии.
Содержание работы
Введение 3
Проблемы семей в современной России 5
Межпоколенные конфликты в современной российской семье (результаты социологического опроса) 9
Заключение 20
Список литературы 23
Использованная литература
- :
- Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 2003. 96 с.
- Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд. МГУ, Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, «Братья Карич», 2006. 238 с.
- Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. М.: Грааль, 2000. 47 с.
- Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост. Ю.Н. Давыдов. М.: Прогресс, 1990. 806 с.
- Вопросы функционирования семьи: Проблемы семьи / Под ред. Э. Тийт. Тарту: изд-во ТГУ, 2003. 185 с.
- Гурко Т.А. Социально-экономические изменения в России и формирование семьи // Социально-экономические проблемы современного периода преобразований в России. М., 2006. 52 с.
- Золотые россыпи / Сост. Тумаркин И.Б. Одесса, 1965. 211 с.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. Учебное пособие. СПб., 2000. 125 с.
- Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 2003. 36 с.
- Мы еще живы, и нас уже нет // Советская Россия. 2005. 17 мая.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов на/Дону: «Феникс», 2000. С. 272-273.
- Черняк Е.М. Социология семьи: Уч. пос. Изд. 2-е. М.: Изд-во Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 238 с.
- Яковлев Р.Т. Уклад современного российского общества // Социс. М., 2005. 124 с.