Общие положения социально психологического понимания структуры личности и её динамических тенденций
Курсовая по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Общие положения социально психологического понимания структуры личности и её динамических тенденций"
Автор работы: Юлия
Страниц: 28 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема личности в настоящее время стала центральной в психологии. В успешном решении этой проблемы «кровно» заинтересовано все общество в связи с поставленной задачей формирования нового человека.
Цель работы заключается в раскрытии понятий о личности, о компонентах, её формирующие. Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие о личности по разным теориям изучения структуры личности, её социальных отношений;
2. изучить компоненты личности, их индивидуальные качественные характеристики.
Практическая значимость формирование психологической культуры людей, достижение ми самоэффективности и гармонии с окружающей средой.
Особенно неблагополучно обстоит дело с определением основных компонентов личности и ее структуры, что обуславливает актуальность изучения темы.
Но растет и опасность, что под влиянием этого разочарования вместе с водой бессистемностью такого перечисления окажется выплеснутым и живой ребенок: те реальные компоненты личности, которые, хотя бы еще очень неточно, все, же сумела наметить психология за многие годы своего существования.
Основная цель сегодняшней психологии личности объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Для этого психология работает с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
1. Общие положения социально психологического понимания структуры личности и её динамических тенденций
1.1. Теории личности.
Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психо - динамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
Основоположником психо - динамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд.
По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия либидо (в переводе с латыни влечение, желание).
Эта энергия направлена на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Основные психологические свойства отдельных «компонентов» личности часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока или инстанции личности:
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Общие положения социально психологического понимания структуры личности и её динамических тенденций 4
1.1. Теории личности. 4
2. Компоненты структуры личности 17
2.2. Индивидуальные качественные характеристики компонентов. 22
Заключение 25
Список литературы 26
Использованная литература
- Абульханова - Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 2000. 335 с.
- Асмолов А. Г. О предмете психологии личности. Вопросы психологии, 2003, № 3, - 194с.
- Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 2008. 142 с.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.
- Додонов Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности. В кн.: Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 2007, - 395с.
- Додонов Б. И. Задача формирования нового человека и некоторые вопросы психологии личности. Вопросы психологии, 2001, № 5, - 210с.
- Додонов Б. И. Направленность, характер и типичные переживания человека. Вопросы психологии, 2007, № 1, - 296с.
- Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности. Вопросы психологии, 2003, № 5, - 321с.
- Ленин В. И. Философские тетради. М., 1973. 752 с.
- Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд. М., 2005. 383 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2002. 255 с.
- Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 2001. 365 с.