Менталитет. Общие черты.
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Менталитет. Общие черты."
Автор работы: Ольга
Страниц: 13 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Каждая страна имеет свои особенности развития. Для России важное значение имеет менталитет русского народа. Сущностью современного глобального кризиса, поразившего человечество, является все возрастающая зависимость человека от общества и государства, утрата все большим количеством индивидов смысла собственной жизни. Поэтому в этот сложный период индивидуум должен искать смысл жизни, социум должен жить национальной идеей.
Содержательный смысл «русской идеи» разрабатывался лучшими представителями отечественной философской мысли. Однако и сегодня философские исследования отражают обеспокоенность разных слоев российского общества фактическим отсутствием четких ориентиров и целей общественного развития. Необходимо самоидентифицироваться, определить свою ментальность.
В основе российского национально-государственного кризиса на рубеже XX-XXI вв. находятся не только социально-экономические и политические причины, но и кризис духовности, кризис самосознания. Обращение к особенностям формирования менталитета русского народа дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа, что, в свою очередь, должно способствовать формированию нового ценностно-смыслового ядра русского менталитета, опрделяющего социально-психологические и нравственные установки народа.
Поэтому целью нашего исследования будет изучение русского менталитета, сравнение его с менталитетом других народов.
1. Понятие менталитета
В современной культурологической и философской литературе понятие «менталитет» употребляется в многозначных смыслах и значениях. Выделим некоторые, наиболее, на наш взгляд, характерные. Прежде всего, под менталитетом подразумевается глубинный уровень массового сознания, то, что представители историко-психологической и культурно антропологической мысли называли своего рода «психологической оснасткой» любой социальной общности, которая позволяет ей по-своему воспринимать как окружающую среду, так и самих себя. Эта «психологическая оснастка» проявляется в характерном для данной общности мироощущения и мировосприятия, имеющем эмоциональное, аксиологическое и поведенческое выражение.
В культурологической и философской литературе также подчеркивается сознательно неконтролируемое, в какой-то мере автоматическое действие ментальных структур. Понятие «менталитет» фиксирует не только осознаваемые людьми типы собственного мышления и чувствования, но и процессы, которые протекают бессознательно, существуюют на уровне общественной психологии. «Менталитет» означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, глубинный, трудно рефлексируемый источник мышления, идеологии, веры, чувства и эмоций. Как считает У. Раульфа, менталитет находится глубже мышления, норм поведения и сферы чувств: «это нечто еще не структурированное, некая предрасположенность, внутренняя готовность человека действовать определенным образом, область возможного для него» За Г. Телленбахом менталитет − это «всеобщая установка или коллективный образ мысли, который обладает относительным постоянством, и основывающийся не на критической рефлексии или случайных спонтанных мыслях, а на том, что рассматривается в пределах данной группы или общества как само собой разумеющееся». «Содержание менталитета, − по А. Я. Гуревичу, − это некоторый сложившийся образ, внутренняя картина мира, отражающая культуру общества. Именно картина мира, ключающая в себя, в частности, представления о личности и ее отношении к социуму, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории, о ценностях времени, о соотношении старого и нового (картина мира, в принципе неисчерпаема) Эта картина мира, которая унаследованная от предыдущих поколений и непрерывно изменяется в процессе общественной практики, лежит в основе человеческого поведения». Менталитет проявляется в позициях, ценностных ориентациях, исторических традициях, мировоззренческом и поведенческом стереотипах, в языке, образе и укладе жизни людей. Формируясь в ходе исторического процесса, менталитет образует ту духовно-поведенческую специфичность, которая делает представителей одного народа непохожими на представителей других народов, и в силу этого он становится важным фактором самоидентификации той или иной общности.
В целом под менталитетом подразумевается определенный поведенческий код, детерминирующий устойчивое социально-психологическое состояние субъекта (индивида, народа, нации), совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических характеристик, выражающих отношение социального субъекта к самому себе и окружающим и обуславливающих его поведенческие реакции.
Существуют различные формы проявления менталитета: менталитет личности, менталитет социально-групповой, менталитет этноса (народа, нации) менталитет определенных исторических эпох.
2. Проблема менталитета в истории философии. Особенности русского менталитета
Вопросы происхождения и сущности менталитета являются комплексной проблемой, которая находит свое выражение в нескольких группах литературных источников. Проблема ментальности отражена в общественных и гуманитарных науках: социальной психологии, философии, этнопсихологии, этнологии, социологии, истории, культурологии, политологии и других.
У истоков развития научной мысли о проблемах души и духа народов стоял Гиппократ. Он сформулировал первые идеи о психологии народов, «народном духе». Над таинственным свойством человеческой души размышляли Сократ, Гераклит, Платон, Аристотель. Для разработки теории ментальности важное начение имели работы Р. Декарта, Г.В. Гегеля, И. Канта, И. Гердера, Г. Лебона, Ш. Монтескье, И. Фихте, Д. Юма.
В дальнейшем философами Нового времени рассматривались различные факторы формирования национального менталитета: стремление людей к коллективности в соответствии с потребностями экономики, форма правления (К. Гельвеций); обороны и управления (Д. Юм); образ жизни, политический строй, этническая история (И. Г. Гердер); географический фактор, религия (Г. Гегель). В философских трудах этих ученых получила развитие идея о «народном духе» этноса.
М. Лацарус и Х. Штейнталь считали, что народный дух − это особым, замкнутым образованием, выражающем психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание. В. Вундт считал предложенную ими программу психологии народов неприемлемой. По мнению Вунда, при изучении психологии народов необходимо выявление тех психических явлений, которые представляют собой продукты совместного существования и взаимодействия людей, их культуры, истории и рассматривал в качестве основных составляющих психологии народов язык, мифы, обычаи, религии, искусство.
Содержание работы
1. Понятие менталитета 4
2. Проблема менталитета в истории философии. Особенности русского менталитета 6
3. Характеристика менталитетов некоторых народов 10
Вывод 12
Библиографический список 13
Использованная литература
- Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ. − 1997. − №4. − С.24.
- Ашхаматова А. А. Социально-философский анализ менталитета: общее и особенное: автореф. дис. докт. фил. наук. − Нальчик, 2006. − 49с.
- Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА Тандем-У, 1998. 205 с.
- Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. С. Новикова. М.: Терра, 1998. С.349
- Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Губского Е. Ф. М.: Изд-во Цифра, 2002. С.263.