Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Взаимоотношения познания и сознания

Взаимоотношения познания и сознания

РЭА им. Плеханова

Реферат по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Взаимоотношения познания и сознания"




Автор работы: Юлия
Страниц: 21 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

3. Теории сознания и его структура

Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

1) Дуализм есть теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты.

2) Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, т. е. либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.

3) Идеализм это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия.

4) Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга.

5) Функционализм это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, т. е. выполнять некоторую определённую функцию.

6) Двухаспектная теория это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической.

7) Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания.

8) Эмерджентная теория это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта, оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода.

Итак, представители идеализма (Гегель, Шеллинг, Юм) утверждают, что сознание, дух, мышление, психическое первично по отношению к материи, природе. Именно сознание представители объективного идеализма признают единственно достоверной реальностью.

В противоположность им представители материалистического направления в философии (Фейербах, Маркс) провозглашают историческую и гносеологическую первичность материи. Материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. В этом случае материя выступает как носитель и причина возникновения сознания. Таким образом, в материалистическом понимании сознание - производное от материи. При этом сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек, с помощью мозга.

Представители дуалистического направления (Декарт) утверждают, что сознание и материя независимы друг от друга.

Структура сознания:

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, в первую очередь, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.

Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют, таким образом, ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

4. Самосознание и личность

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии это знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире.

В философском смысле сознание есть всегда: оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Мерилом человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько провлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с окружающими.

Одной из сложных и ключевых проблем является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, педагогической психологией и др.

Развитие, прежде всего, означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. В процессе познавательной деятельности развивается абстрактное мышление, логическая память, формируется мировоззрение как система взглядов и убеждений на окружающую жизнь. Все эти изменения и характеризуют процесс развития человека как личности. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Содержание работы

ТЕМА: Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение____________________________________________________3

1. Понятийный аппарат: «сознание» и «познание»__________________5

2. Взаимоотношения познания и сознания________________________10

3. Теории и структура сознания________________________________14

4. Самосознание и личность___________________________________16

Заключение_________________________________________________21

Список использованной литературы____________________________22

Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть его сокровенные тайны.

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет. При этом под "сознанием" понимается не психическая способность тела как в психологии, но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще.

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о чем-то. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру.

Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Смосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом.

Какова же сущность и структура сознания и познания, их важнейшие характеристики? Что такое самосознание? Ответы на эти и другие вопросы представлены в рамках данной работы

1. Понятийный аппарат: «сознание» и «познание»

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание это способность на¬правлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно со¬средоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, кото¬рые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Сознание это способность сознавать, т.е. отдавать себе отчет о своем состоянии, действиях и месте в мире. Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить - фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание - необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, "Я" мышления и чувства. Но само сознание еще не есть мышление. Сознание - только способность соотнесения себя с миром, способность отлучения себя от всего остального.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Можно отметить 2 слоя сознания:

1. Бытийное сознание (сознание для бытия). 2. Рефлективное сознание.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Однако споры о сущности сознания и возможности его познания продолжаются и до сих пор. В трактовке сознания одни исходили из познаваемости, другие утверждали, что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

В новейшей философии, понятие «сознания» утрачивает свое значение в основном благодаря работам Хайдеггера. Согласно этому философу, сознание есть неверный способ отношения к миру, который самой постановкой вопроса, этому сознанию противопоставлен.

Познание это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии.

Виды познания:

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Исходную структуру познания представляет субъект-объектное отношение. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Выделяют несколько типов познания:

мифологическое

тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифоогического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

религиозное

объектом религиозного познания в монотеистических религиях, т.е. в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления. В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Христосом в "заповедях блаженства":

философское

философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира.

Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, т.е. стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

чувственное

для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытие «Познал Адам Еву, и родила Ева сына».

Человек отличается от любого другого живого существа уже тем, что способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а также свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.

Особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира посвящен такой раздел философии, как гносеология (греч. gnosis познание), теория познания. В современных исследованиях практикуется использование другого, практически равноценного термина при обозначении круга проблем, связанных с теорией познания, эпистемологии (греч. episteme знание).

Основной круг вопросов теории познания истина и способы ее доказательства, многообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного освоения действительности, явным содержанием которых было получение знания. С этой точки зрения искусство, нравственность, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.

Сходные на первый взгляд понятия знание, познание, сознание несут в себе существенные смысловые различия. Так, знание и познание различаются как результат и процесс; иногда понятие знание употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения. Определить содержание понятий знание и познание крайне сложно, это предельно широкие понятия. Попытка определить, что такое знание, наталкивается на дополнительные трудности: это понятие полисемантично, многосмысленно. Так, знать, что-либо может означать помнить или узнать. Маска, а тебя знаю, говорит участник костюмированного бала. Это означает: я тебя узнал, Я знаю, как написать это слово означает, что я умею производить определенную операцию. Я знаю мое сердце и знаю людей, говорил Ж. -Ж. Руссо, Это означает, что я проник в сущность предмета открыл основы своей индивидуальности и мою связь с другими людьми. Различные смысловые оттенки слова знание в известной степени отражают особенности познавательной деятельности. Познать, знать это означает и проникнуть в сущность предмета, воспроизвести ее в идеальной форме; и уметь превратить это знание в план, схему реальной деятельности; и уметь раскрыть содержание отдельного символа, знака, иаски как необходимого элемента познавательного процесса опознать, узнать.

Смысл понятия сознание заключен в самом слове: сознание, то есть сопутствующее, сопровождающее знание. В сознании субъекту дан не только объект, но и он сам в противопоставленности объекту. В сознании в свернутом виде заключена и возможность самопознания, и познания особых процедур, связывающих субъект и объект. Сознание это мировоззренческое образование, имеющее различные аспекты, ступени, формы.

2. Взаимоотношения познания и сознания

Взаимоотношение сознания и познания исторически осуществлялось в различных формах. В определенные эпохи сознанию отводилась роль орудия, подсобного средства, необходимого для оптимизации познавательного процесса. Но сознание может выдвигаться на первый план, выполняя функции основного регулятора познания, а порой и источника получения знания.

Проблема взаимоотношений сознания и познания в истории философской мысли разрабатывалась как проблема соотношения рассудка и разума. Аристотель, Н.Кузанский, Кант, Гегель стояли у истоков учения о рассудке и разуме.

Рассудок расчленяет, регистрирует, описывает видимое он, следуя правилам, объясняет и предсказывает, он имеет дело с конечным и обусловленным, он не обращается к началам и концам; рассудок инструментален. Рассудок оперирует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассудок целевыполняющая деятельность.

Использованная литература

  1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. М.: «Велби», 2004.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2./ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1999.
  3. Ведение в философию Ч.2 / Под общ. ред. И.Т.Трофимова. Москва: Политиздат, 1989.
  4. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007
  5. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В.Блауберга и др. М. «Энциклопедия», 2002.
  6. Семинарские занятия по философии: Учебник./ Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991.
  7. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост.
  9. А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славска. - СПб: издательство "Питер", 2000.
  10. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995.
  11. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  13. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.


Другие похожие работы