Философия и общество.
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия и общество."
Автор работы: Ольга
Страниц: 25 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Философия - продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Выдающийся французский мыслитель Р. Декарт был убежден, что только философия отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют. Философия существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государство. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенствуется искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении людей.
Мировоззрение - способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Само по себе мировоззрение - не обязательно философия. Философское мировоззрение - своего рода социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Ведь определенный взгляд на мир может быть основан просто на привычном здравом рассуждении. Таково обыденное, часто наивное мировоззрение людей. Мировоззрение может быть также мифологическим и религиозным.
Многие тысячелетия в первобытном обществе основу мировоззрения людй составляет миф. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о фантастических существах, всесилии и храбрости богов, подвигах героев непосредственно в метафорической, художественно-образной форме. Они были попыткой ответить на вопросы о судьбе рода, начале и устройстве мира, отношениях между людьми .
1 Понятие социальной структуры общества
Общество на любой ступени своего развития не явля¬ется однородной совокупностью индивидов, а представляет собой отношения взаимосвязанных социально-исторических общностей с присущими каждой из них определенными качественными особенностями. Под социальной структурой понимают строение общества как целостной системы, со¬стоящей из элементов и связей между ними. Понятие "социальный" здесь и в последующем изложении употреб¬ляется не как синоним слову "общественный", что приме¬нимо при сопоставлении общества и природы, а в смысле обозначения особого вида общественных отношений между этносами (нациями), классами, профессиональными группами, коллективами, семьями.
Специфика социальных отношений проявляется в том, что они непосредственно связаны и с материальными, и с идеологическими отношениями, как бы "синтезируя" их определенные стороны. Носителями (субъектами) социальной структуры являются социально-исторические общности людей (этносы, классы, социальные группы, слои внутри классов и групп) и социальные ячейки общества (семья, а также в некоторых отношениях трудовые коллективы, целевые группы, территориальные общности).
Многообразные внутренние социальные связи, отношения соединяют людей в определенные устойчивые объединения - социальные общности и социальные ячейки. В свою очередь социальные общности, социальные ячейки вступают в различные перекрестные связи между собой, поскольку их реальное бытие совершается в одно и то же время и нередко имеет место на одном геопространстве. В социальных связях получают воплощение отношения равенства и неравенства по положению общностей, групп и ячеек в обществе .
2 Этнические общности
Этносы как исторически сложившиеся устойчивые группы людей существуют на протяжении всей истории человечества. Об этническом разнообразии населения современного мира свидетельствует тот факт, что ныне, по оценкам исследователей, насчитывается 3-4 тысячи народов, а из них более трехсот имеют численность свыше одного миллиона человек.
Род и племя явились первыми в истории человечества формами этнической общности. С переходом к классовому строю кровнородственные объединения уступают место народности. Это более многочисленная, но все еще относительно неустойчивая форма общности людей характеризуется длительным совместным проживанием на одной территории, единым языком, элементами общей культуры и психического склада.
Основой генезиса наций из народностей явились ликвидация феодальной раздробленности, упрочение капиталистических экономических связей и возникновение единого внутреннего рынка. Нации присущи те же признаки, что и народности, но они характеризуются большей степенью интенсивности, развитости и целостности. Важным условием консолидации нации являются формирование и развитие национального самосознания.
Бытие наций в современном мире неоднозначно. Так, большинство наций Западной и Центральной Европы реализовали стремление к созданию своих национальных государств. Ныне интенсивно нарастают интеграционные процессы, особенно в экономике. Одновременно усиливается стремление европейских народов к сохранению своего языка, национальной культуры, самобытности. В США процесс этнической консолидации еще не завершен. Здесь, помимо основной, англосакской группы, существуют до сих пор значительные этнические группы других европейских народов, а также негров, индейцев, китайцев. Функционирует единое государство, а государственным языком является английский. Расовые этнические конфликты в США нередко становились первостепенными среди социальных противоречий.
История царской России была известна своими острыми национальными антагонизмами. Октябрьская революция 1917 г. открыла путь к устранению национального неравноправия/к сотрудничеству между народами. Однако последовавшие затем акты депортации целых народов, экономический и политический диктат Центра, практические действия по унификации языков и культур, массовые миграционные потоки из центрального в западные и южные регионы страны спосбствовали оживлению сепаратистских тенденций, обострению межнациональных отношений, распаду СССР,
Где же выход? Иногда предлагают действовать "по-американски" и вести жесткую линию на унитарное государство и один государственный язык. Но при этом забывают, что в Северную Америку люди уезжали, сознательно отрывая себя от своей родной земли и соотечественников. В такой ситуации они воспринимали как само собой разумеющееся господствующее положение того этноса и языка, который уже утвердился на "новых землях" в качестве такового. А в СССР входили нации, живущие веками на исконных землях, в своем "собственном доме", обустраивая который, они стремились и стремятся' сохранить его самобытность, свой родной язык, культуру, традиции.
Опыт народов Европы и других показывает, что нация раскрывает все свои потенции только создав национальное государство. Так же поучителен и опыт распада в XX веке многонациональных государств: Австро-Венгрии, i Британской империи, Югославии, СССР. Европейский тип интеграции возможен между демократическими национальными государствами, а не между ассимилируемыми безликими массами населения и территориями.
Нации являются творцами и носителями языка, основного средства социальной коммуникации. Национальный язык выполняет системообразующую функцию в отношении сплочения всех социальных групп и слоев в ареале своего функционирования. Многообразие национальных языков составляет духовное богатство человека. Никакой единый язык не в состоянии воплотить в себе все много-образное богатство национальных языков и их возможности в многомерном отражении действительности. Никакой единый язык не способен, унифицированно передать новым поколениям разнообразие культурного наследия человечества как результата духовной деятельности и уникального исторического опыта каждого из народов.
Как видно, роль наций в историческом процессе наиболее полно проявляется в национальных движениях по созданию национальных государств, в результативности их деятельности, в развитии национальной культуры и национального языка как составных духовного богатства человечества.
Новые реалии современной эпохи не должны послужить поводом для забвения тех событий истории, когда массовые дижения, перемещения этносов приводили к коренным изменениям общественной жизни отнюдь не в региональных масштабах. К примеру, назовем вторжение варварских племен на периферии Римской "империи, татаро-монгольское нашествие в XIII в., массовую миграцию в последние столетия в Северную и Южную Америку. Не будем забывать и о войнах XX в., развязывая которые, агрессор, как правило, ссылался на необходимость "защиты интересов нации". Эволюция этносов, их генезис, развитие и распад, взаимодействие с другими общностями людей занимает вместе с классами и классовыми отношениями доминирующее положение в социальном процессе жизни общества .
Содержание работы
Введение 3
1 Понятие социальной структуры общества 4
2 Этнические общности 5
3 Социальная революция и эволюция 8
4 Человек как мера всех вещей 13
5 Высшая ценность 15
6 Центральная проблема современной философии 20
Заключение 25
Список использованных источников 26
Использованная литература
- Кармин А.В. Философия, 2-е изд. Изд-во Питер, 2006. 287 с.
- Курпатов А.В., ,Алехин А.Н. Философия. Психология. Изд-во Олма, 2006. 245 с.
- Стивенсон Д. Философия. Изд-во АСТ, 2006. 412 с.
- Харин Ю.А. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов, 3-е изд., доп. и испр. Мн.: ТетраСистемс, 2000. 416 с.
- Щукин Ю.М. Философия: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Тула: Тульский полиграфист, 2002. 448с.