Психологические факторы агрессивного поведения студентов
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Психологические факторы агрессивного поведения студентов"
Автор работы: Каргапольцева Светлана Юрьевна
Страниц: 37 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. В последнее время в Росси, в связи с всплеском насильственных действий, которые сопряжены жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные явления связаны с понятиями агрессии и агрессивностью, которые возникают как из личностных, так и из социальных факторов.
Интерес к проблеме человеческой агрессии существовал во все времена.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие авторы исследований в области психологии развития личности уделяют повышенное внимание проблеме агрессии. Вопросы агрессии исследовали такие знаменитые зарубежные психологи, как А.Бандура и Дж.Доллард, А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм и многие другие. Среди отечественных психологов, которые так или иначе затрагивали вопросы агрессии и агрессивности, можно выделить Т.Н.Курбатову, А.А.Реана, Т.Г.Румянцеву и других авторов.
Немаловажный интерес представляет работа Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон «Агрессия», которая стала первым учебным в России по изучению агрессии. В книге авторы предоставили исчерпывающий обзор теорий агрессии и агрессивного поведения различных социальных и возрастных групп, различные экспериментальные методы по ее изучению. «Социальная психология» Девида Майерса также представляет собой глубокий анализ проблемы агрессии. Автор исследует здесь факторы, которые провоцирую агрессию человека и описаны условия, которые могут помочь нейтрализовать или ослабить агрессию.
Однако, несмотря, на многочисленные исследования в данной области, проблема агрессии недостаточно изучена и по сей день многие вопросы агрессии остаются открытыми. Необходимо отметить, что ни одно исследование не может дать ответа на все вопросы об агрессивности поведения человека. Все это создает актуальность анализа проблемы человеческой агрессии.
Повышение интереса в последнее время во всем мире и в нашей стране в частности к изучению проявлений агрессии и причин ее возникновения у представителей различных возрастных и социальных групп обусловило также и выбор нашей темы исследования, в которой мы решили выявить и проанализировать психологические факторы возникновения агрессивного поведения такой особой возрастной и социальной группы, как студенчество.
Таким образом, тема нашего исследования - «Психологические факторы агрессивного поведения студентов.
Цель исследования - выявление психологических факторов агрессивного поведения студентов.
Объект исследования: социально-психологические особенности личности студентов.
Предмет исследования: агрессивное поведение студентов.
В связи с вышеназванной проблемой и поставленной целью исследования мы предполагаем, что знание психологических факторов, обуславливающие агрессивное поведение студентов поможет в нейтрализации или устранении их агрессивного поведения.
Это предположение и явилось гипотезой нашей работы.
В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:
- рассмотреть понятие и сущность феномена агрессии, причины ее возникновения и проявления в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- исследовать социально-психологические особенности студенческого возраста;
- выявить психологические факторы возникновения агрессии у студентов.
2. Описать методики, которые применяют в практическом исследовании для выявления уровня агрессивности у студентов. Сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, включает введение, 1 главу, вывод, заключение, список литературы. Общий объем работы составляет 29 страниц.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторов агрессивного поведения у студентов 6
1.1 Понятие и сущность агрессии, виды и причины ее возникновения 6
1.2 Социально-психологические особенности студенческого возраста 12
1.3 Причины агрессивного поведения студентов 16
1.4. Методики, используемые в экспериментальных исследованиях для выявления уровня агрессивности студентов 19
Заключение 24
Список литературы 28
Приложение 1. 31
Приложение 2. 34
Приложение 3. 36
Использованная литература
- Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М.К. Акимова – СПб.: Питер, 2005. – 304с.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 381с.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с.
- Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3 - С.60-67.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль . - М., 2002. - 510с.
- Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
- Генри Паренс. Агрессия наших детей / Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. – 167с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997. -480 с.
- Клиническая психиатрия. / Под ред.Т.Б. Дмитриевой. - Москва, 1999. – 300 с.
- Лоренц К. Агрессия. – М.: Наука, 1994. – 430 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка. М., 1999. С.18.
- Перешеина Н.В., Задстровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
- Психолог онлайн. Тесты. Диагностика психических состояний. http://psychologist.nsknet.ru/audit.html/konfliktnost-agressija-emocionalnaja-vozbudimost/test-ocenka-agressivnosti-v-otnoshenijah/
- Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2006. – 336с.
- Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.:
- Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1 С. 81-86.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/Т.П. Смирнова. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154с.
- Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
- Фромм Э. Агрессия. - М.: Олимп, 1998.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. - Минск, 1996.-с.3-19.
- Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319с.
- Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль. 2005.
- Юрчук В.В. Психологический словарь / В.В. Юрчук. Минск: Элайда. 2000. -141с.