Мировоззрение и его исторические типы
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Мировоззрение и его исторические типы"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 14 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Три типа мировоззрения
Люди с незапамятных времен стре¬мились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фан¬тастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности че¬ловеческого существования, так и постоянства движе¬ния небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божествен¬ного существования и действия. Неосознанным выра¬жением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого суще¬ствования были различные погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом. Иными словами, одним из типов мировоззрения является миф.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Три типа мировоззрения 5
2. Мировоззрение как комплексная форма сознания. Его основные структурные элементы 8
3. Миропонимание, мироощущение, мировоззрение 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Введение
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». Я стал философом, - пишет он, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни». Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски «жизни», от ее уродства». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла» .
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. В этом заключается актуальность данной работы.
Понятия «философия» и «мировоззрение» очень взаимосвязаны, ибо сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Иными словаи, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Не определив для себя характер и сущность мировоззрения, мы не сможем определить и сущность философии, а также ее функции.
Таким образом, цель данной работы определить сущность мировоззрения и его исторические типы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить три типа мировоззрения; выяснить, что собой представляет мировоззрение как комплексная форма сознания, определить его основные структурные элементы; определить общее и особенное в понятиях «мировоззрение», «миропонимание» и «мироощущение».
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Введение в философию, ч. 1, 2. М. 2005.
- Мир философии, ч. 1, 2. М., 2003.