Платон о государстве.
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Платон о государстве."
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 23 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава I. Теория идей.
Невозможно говорить о политической философии Платона вне связи со всей его философией, важной частью которой является теория идей.
Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что «истинное бытие это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», данные же ощущению эмпирические тела, вещи и явления не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.
В соотношении с миром идей мир явлений предстает в учении Платона как нечто мнимое и несамостоятельное (в онтологическом, гносеологическом и асиологическом значениях). Вместе с тем Платон не отрицает связи этих двух миров. В конечном счете мир явлений трактуется им как копия и тень (пускай, искаженная и слабая) мира идей. В такой концептуальной схеме мир идей выступает в качестве вечного и неизменного божественного первоисточника и разумно-логического проекта для изменчивого человеческого мира.
Платон считает подлинным и истинным познанием лишь философское познание мира идей действительного бытия, отличного от неистинного бытия тел, вещей и явлений. К такому познанию, подчеркивает он, способны лишь философы «редкие люди»; толпа же не может быть философом.
Будучи сущностью мира вещей и явлений, идея в учении Платона предстает как первоначало и смысл эмпирически подвижных, изменчивых его значений; первичность идеи с этой точки зрения предстает как первичность единого смысла перед многообразными эмпирическими значениями вещи и явления. Мир идей онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений. В процессе разумного упорядочивания мира человеческих отношений идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец (парадигма) его организации.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Теория идей. 4
Глава II. Формы государства. 5
Глава III. Идеальное государство. 9
Глава IV. От правления богов к политическому искусству. 16
Глава V. Эволюция взглядов. «Законы». 19
Заключение. 22
Литература. 24
Введение
Платон (427 347 гг. до н.э.) один из величайших мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы многие фундаментальные проблемы, не потерявшие своего значения и сейчас.
Двумя самыми крупными произведениями Платона являются «Государство» и «Законы». Политико-правовая тематика исследуется и в многочисленных диалогах, таких, как «Апология Сократа», «Политик», «Критий», «Протагор» и других. Учение Платона о государстве и праве существенная часть всей его философии, из которой лишь с большой долей условности можно вычленить политико-правовой аспект.
Пристальное внимание исследователей к творчеству Платона не ослабевает на протяжении 24 веков. Идейная борьба вокруг его духовного наследия продолжается и в наши дни. Некоторые авторы утверждают, что «Платон устарел» (это высказывание известного американского философа Ричарда Рорти), но большинство не отрицает актуальности его политико-правовых концепций; в центре полемики оказываются утопические проекты наилучшего полисного устройства, представления о роли знания в политике, о месте и значении человека в политической жизни, о соотношении государственной власти и индивида, о формах и принципах государственного устройства
Такой не угасающий на протяжении двух с половиной тысяч лет интерес заставил и меня задуматься над концепциями Платона, постараться глубже понять их. Именно поэтому тема «Учения Платона об обществе и государстве» была выбрана для реферата.
Изучение материалов по теме показало, что в советской и российской литературе основное внимание уделено философским воззрениям Платона, но есть и авторы, интересующиеся теми аспектами его творчества, в которых он выступает как политический мыслитель, философ государства и права.
При этом в некоторых работах взгляды Платона однозначно характеризуются как реакционные. Такой оценки придерживался, например, С.Ф.Кечекьян. «Реакционные круги, - писал он, - выступают с требованием ликвидации демократии и установления аристократического строя. Используя критические моменты в истории афинской демократии, они путем насильственных переворотов захватывают власть в государстве (олигархические перевороты 411 и 404 гг. до н.э.). Однако в обоих случаях афинский демос дает им энергичный отпор и восстанавливает рабовладельческую демократию. Видным защитником реакционной программы был Платон» . Другие авторы считают, что Платон был убежденным противником и критиком олигархических переворотов и олигархической формы правления вообще, доказательством чего является следующий факт: Платон остался в стороне не только от участия в делах демократического государства, но и от олигархического переворота 404 года до н.э. в Афинах, хотя среди знаменитых 30 тиранов находился его собственный двоюродный дядя Критий.
Причина такой различной трактовки взглядов Платона кроется в глубине его исследований и критичном отношении ко всем реально существовавшим формам государства.
Использованная литература
- .
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976
- История политических учений / Под ред. С.Ф.Кечекьяна и Г.И.Федькина. М.: Госюриздат, 1960
- Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. В кн.: Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1968
- Лосев А.Ф. Законы. В кн.: Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: 1972
- Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения в 50-ти томах. М.: Госполитиздат, 1961
- Муравьев А.Н. Вперед, к Платону! // PLATWNOPOLIS 2002, №1.- С.3
- Нерсесянц В.С. Платон. М.: Юридическая , 1984
- Платон. Сочинения в 3-х томах. М.: Мысль, 1971