Общество как саморазвивающаяся система
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Общество как саморазвивающаяся система"
Автор работы: Ольга
Страниц: 26 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Общество как саморазвивающаяся система» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Ойзерман Т.И. Рашковский Е., Хорос В, Тойнби Дж., Ясперс К. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть общество как саморазвивающуюся систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать генезис историко-философских воззрений на общество и структуру общества;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о проблеме периодизации истории: формационном и цивилизационном подходах;
3.Рассмотреть сущность и специфику субъектов и движущих сил исторического развития
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
1. Генезис историко-философских воззрений на общество
Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией.
Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек - общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, развития, функционирования общества, его движущих сил. Задача социальной философии - выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.
Проблемы сущности социальных явлений, причин развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Так, в древнегреческой философии и прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Платона и Аристотеля рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни - возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, но центральное место занимали вопросы этики и государства. Французскому философу XVIII в. Ж.-Ж. Руссо принадлежат идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. А. Сен-Симон, представитель утопического социализма 18 в., отстаивал мысль, что общественная система - целостный, закономерно развивающийся организм, основу которого составляет так называемая «индустрия», под которой подразумевалась экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы. Важная роль в осмыслении философских основ экономической жизни общества принадлежит английскому экономисту и философу XVIII в. А. Смиту, который с материалистических позиций исследовал сущность и разделение труда, природу экономических законов, классов.
Многоплановый анализ общества предпринят представителем немецкой философии Г. Гегелем: структура общества, сущность труда, мораль, семья, общности, народ, гражданское общество, система общественного управления, формы государственного устройства, обественное и индивидуальное сознание, всемирно-исторический процесс и его объективный характер, свобода человека и ее реализация.
Важнейший вклад в разработку проблем" социальной философии внесли французский философ, социолог XIX в. О. Конт и его последователь английский философ Г. Спенсер, которые рассматривали общество как сложный целостный организм.
Со времен О. Конта и Г. Спенсера проблемы равновесия, гармонии, стабильности в обществе постоянно рассматривались в социальной философии. Примером может служить структурно-функциональный анализ американских социологов Т. Парсона и Р. Мертона, исследующих общество как стабильную, нормально функционирующую систему и те элементы социальной организации, которые играют дестабилизирующую роль, а также теория социального конфликта немецкого философа XX в. Р. Дарендорфа, анализирующая социальный конфликт как условие развития социальной системы и в то же время как нарушение ее равновесия.
В социальной философии XX в. решаются и другие актуальные в настоящее время проблемы существования и развития общества. Среди важнейших из них можно назвать проблему свободы у Ж.-П. Сартра разработку вопросов техники немецким философом XX в. М. Хайдеггером, концепцию идеальных типов немецкого социального философа 20 в. М. Вебера и его теорию социального действия, исследование цивилизаций О. Шпенглером (нем. философ XX в.) и А. Тойнби (англ. философ XX в.).
Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.
Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическая, натуралистическая, материалистическая и плюралистическая (факторная) модель.
Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. -
Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.
Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям. Так, Гегель полагал, что источник развития общества находится в абсолютном духе, который творит историю и предопределяет все действия людей. Люди в своих поступках связаны разнообразными нитями с творцом - духом, направляющим и определяющим их деяния. Характерно, что даже те философы, которые материалистически объясняли природные процессы, в понимании социальных явлений были идеалистами, считая что прогресс разума, просвещение определяют общественное развитие.
Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Этот вывод связан и с теми социальными процессами, которые способствовали утверждению идеалистических взглядов: отделение умственного труда от физического, духовного производства от материального.
Идеалистическое объяснение сущности общества логично приводит к отрицанию объективных законов его развития. Так, последователи И. Канта, Г. Риккерт и Г. Виндельбанд утверждали, что поскольку все социальные явления носят индивидуальный, неповторимый характер, то в обществе не может быть объективных законов, которые фиксируют устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями.
Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истодии. Решающая роль отводилась великим личностям (королям, полководцам, политическим деятелям, ученым). История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.
Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.. Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т. д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика) диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.
В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р.Челлен). Согласно взглядам его представителей, природные условия являются определяющим фактором развития государств в мировой истории, а сама же государство рассматривается как биологический организм, который для своей жизнедеятельности нуждается в определенной территории, полезных ископаемых и т. п. Поэтому борьба государства за жизненное пространство есть естественный закон борьбы за существование закон жизни всякого живого организма. Геополитика наряду с расовой теорией составила основу официальной доктрины немецких нацистов и обосновала подготовку ко Второй мировой войне.
Идеи географического направления в других формах продолжают использоваться и сегодня, в частности, для объяснения разрыва в социально-экономическом развитии между «передовым индустриальным Севером» и «отсталым аграрным Югом».
2. Структура общества
Особая специфика социальной системы в уникальности ее основного элемента - человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.
В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.
Содержание работы
Введение 3
1. Генезис историко-философских воззрений на общество 4
2. Структура общества 8
3. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы 13
4. Субъекты и движущие силы исторического развития 18
Заключение 24
Список литературы 26
Использованная литература
- :
- Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии, 2001, № 2, с. 3-32.
- Рашковский Е., Хорос В. Мировые цивилизации и современность. (К методологии анализа) // МЭ и МО, 2001. № 12, с. 33-40.
- Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». М.: МГУК, 2002. Лекции 2,3.
- Тойнби Дж. Постижение истории. М.,6 1991. часть 1.
- Философия истории: Учеб пособие. / Под. ред. А.С. Панарина. М., 1999. Разделы I-II.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. Глава 2, 8, 11.
- Ясперс К. Смысл и значение истории. М., 1993.