Философия Сократа и его судьба
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия Сократа и его судьба "
Автор работы: Юлия
Страниц: 22 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская «физика» уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в. до н.э., во время которого происходило обращение философской мысли к человеку, его судьбе, его предназначению и к проблеме соотношения человека и общества. Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью (при этом личность свободна, но не безответственна). Главное - это благо полиса. Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса.
Сократ - величайший мыслитель. Всю свою жизнь он посвятил поиску абсолютного добра, которое, по его мнению, вместе с красотой и истиной составляет благо. Главное величие Сократа как философа в том, что он во второй раз, после Пифагора, открывает философию. Оценивая философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского диалектического метода.
Сам термин «диалектика» связан с именем Сократа. Как известно, слово «диалектика» - от слова «диалог», с греческого – «разговариваю, беседую с собой», или «беседа, разговор между людьми». То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль (слово как бы живое). Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина. «И чтобы творить добро, афиняне, - призывал Сократ, - творите и любите красоту, ибо она - высшее благо», а красота - это есть и добро и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Жизнь и труды Сократа 4
2. Философские идеи Сократа 15
3. Диалектический метод Сократа 17
Заключение 20
Список литературы 21
Использованная литература
- Васильев В.А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.
- Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 5. - С.109-117; № 6. - С.128-134.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
- Кессиди Ф.X. Новая «апология» Сократа // Вопросы философии. - М., 1975. - № 5. - С. 146-151.
- Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб., 2001.
- Королева Л.Д. Диалектический метод Сократа // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т. 5. - М., 1998.
- Косых М.П. Тот человек — Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. — СПб., 2001.
- Нерсесянц В.С. Сократ. - М., 1984.
- Оселедчик М.Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. - М., 1991. - Вып.2. - С.146-156.
- Рассел Б. История западной философии. - М., 1959.
- Рожанский И.Д. Загадка Сократа // Прометей. Т. 9. - М., 1972.
- Стратерн П. Сократ за 90 минут. Пер. с англ. Н. Вышинского. - М., 2005.
- Топоров В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. — М., 2003. — C. 7-18.
- Фанкин Ю. Осуждение Сократа. - М., 1986.
- Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. - М., 2003. - № 8. - С.123-131.
- Фомичев Н. Сократ. Во имя истины и добродетели. – М., 1984.