Мудрость или разум? (проблема специфики философского знания)
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Мудрость или разум? (проблема специфики философского знания)"
Автор работы: Валерий
Страниц: 14 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Философия, так или иначе, опирается на разум и опыт. Однако философское знание имеет свою специфику, свои особенности. Это обусловлено, прежде всего, предметом философии. Философия, как и всякое мировоззрение, является системой представлений о мире в целом, о месте человека в мире, об отношениях человека к миру, о ценностях. В сущности, философия это мировоззренческая наука. И ее цель установить систему рационально удостоверенных в своей истинности систем отношений человека к миру, человеческие ценности.
1. Генезис философии
Философия означает "любовь к мудрости" в переводе с греческого. Мудрость к человеку не приходит сама ее нужно искать и постигать, и чем раньше человек начнет стремиться к ней, тем больших успехов добьется на своем жизненном пути. Надо только понять какой именно мудрости учит философия.
Аристотель (384-322 до н. э.) полагал, что имя мудрости необходимо отнести к некоей способности, "состоятельности", исседующей первые начала и причины. Р. Декарт (1596-1650), отмечая, что слово "философия" обозначает занятие мудростью, уточнял при этом, что "под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; ... знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках" .
Из сказанного уже можно понять, что философию интересует вполне определенная мудрость мудрость, которая исследует и знает первые начала и причины и тем самым, во-первых, определяет жизненную позицию человека и, во-вторых, дает ему универсальную методологию, позволяющую добиться истинного познания действительности.
М. Хайдеггер (1889-1976), анализируя высказывания Гераклита, Аристотеля и других античных философов, показывает, что, с точки зрения создателей философии, мудрость означает умение говорить так, как говорит Логос, т. е. соответствовать Логосу. С греческого языка содержание понятия переводят как "Слово". Однако слово "Логос" в древнегреческом языке очень очень многозначный и глубокосодержательный термин античной философии. Нам важно отметить следующее раздвоение его значения: с одной стороны, Логос означает "мысль" и "слово" (слово, речь, если они искренни, суть та же "мысль", но выпущенная наружу, на свободу), а с другой стороны, "смысл" (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
Мудрый тот, кто в мыслях и речах выражает суть вещей и поступает согласно их "Логосу", согласно законам природы и общества. Вещь, речь, мудрость и деяние выявляют себя как органически связанные между собой понятия и реалии. Поэтому можно сказать, что Логос это Всеобщее, Универсальное и Единое в природе, обществе и мышлении.
Вот какой мудрости учит философия: она учит умению мыслить и поступать сообразно всеобщей природе вещей, умению не просто знать, но и применять запас своих знаний к решению постоянно возникающих перед человеком жизненных вопросов. Умение и ум слова одного корня. Заниматься философией значит заботиться о развитии своего ума.
Итак, философия это любовь к Мудрости-Логосу, тому, что в Бытии содержится как Всеобщее, Универсальное, Единое.
Практическая предметная деятельность человека является тем особым звеном, в котором совпадают бытие и сознание. Поэтому совсем не случайно возникает многозначность слов типа "логос", "вещь" и т. д.: они впитывают в себя все главные стороны этого совпадения.
Выходит так, что всеобщие формы бытия и сознания, составляющие содержание философских категорий, вовсю действуют в первобытном человеческом обществе (будучи, правда, как мы увидим, обильно перемешанными с предрассудками и суевериями), а философии в это время еще не существует.
Философскому способу мышления предшествовал так называемый мифологический способ мышления. Главная его особенность синкретичность (от греч. synkretismos - соединение), т. е. нерасчлененность на элементы: субъект и объект, сон и явь, жизнь и смерть, реальность и видимость, действие и ритуал. Отношение человека с окружающей действительностью воспринималось не как отношение "Я" и "Оно", а как отношение "Я" и "Ты" .
В мифологическом сознании конечная вещь не имеет самостоятельной цены. Здесь господствует принцип "все есть все" или "все во всем".
В условиях разделенного труда (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому) вещи начинают браться в их собственном значении, в их определенности. Каковы вещи сами по себе вот главный вопрос, стоящий теперь перед руководящим ими умственным трудом, ибо, не зная собственных, действительных, а не вымышленных, свойств вещей, невозможно ими эффективно управлять.
Жизненная важность знаний о вещах, о мире как о таких, каковы они есть на самом деле, вызывает пристальное внимание к самому процессу получения таких знаний. Поэтому мышление становится не только мышлением о мире, но и мышлением о мышлении. Миф сменяется Логосом мыслью и словом, формы успешного функционирования которых суть логические категории. Это и есть акт рождения философии.
Как можно видеть, и генезис логических категорий, и рождение философии раскрывают перед нами ее проблему проблему соотношения, взаимозависимости сознания и реальной действительности.
Вокруг этого вопроса вращается вся философская проблематика. Поэтому, если проследить различные этапы и формы его постановки и решения, можно представить философию в виде некоей целостной системы, в виде своеобразного "созвездия" философских концепций и дисциплин.
Философ, исхоя из своей принципиальной жизненной позиции, на основе своего самосознания старается составить представление о бытии как таковом. А поскольку такое "личное" видение присутствует в любой философской системе и на любой стадии развития философии, постольку по форме своей философия обречена быть экзистенциальной и аксиологичной (аксиология учение о ценностях). Этим философия принципиально отличается от науки, где личностный момент всячески устраняется.
Исходная задача философии создание мировоззрения, т. е. системы, единящей мир и "зрящего" этот мир человека. Мировоззрение как целостная система включает в себя ценностную, познавательную (методологическую) и поведенческую (социальную) подсистемы. Эти подсистемы и определяют собой как главные структурные подразделы философии, так и главные ее функции. Главные элементы структуры и функции философии в свою очередь могут быть подразделены на более дробные и специальные единицы.
Постоянно возникающий в философской литературе вопрос о том, к чему ближе философия к науке, религии или искусству, не имеет однозначного ответа.
2. Предмет, смысл и назначение философии
Философия любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине. Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo люблю и sophia мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы к одной только истине' .
София, согласно с античной традицией, высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.
Как описание активного, деятельного, стастного, любовно-эротического состояния души, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайно слово философия использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но стремление к красоте и добру. Любовь не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она одна из демонических существ, что объединяют человека и бога.
Следовательно, любовь это философия во всей полноте смысла этого термина. София мудрость, ею владеет лишь бог. Темнота судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философос это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, не владеющий мудростью, он заполнен страстью к ней.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Генезис философии 3
2. Предмет, смысл и назначение философии 6
3. Специфика философского знания 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
Использованная литература
- Большая советская энциклопедия, М., 1976
- Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов.: Учебник для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003
- Зотов А. Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001
- История философии: Учебник / Под ред. Ч.С.Кирвеля. Мн., 2001
- Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. СПб., 2001
- Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. М., 1998
- Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004
- Новая философская энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. В. С. Стёпина и др. М.: Мысль, 2000
- Основы философии: Учебное пособие для ВУЗов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов, М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004
- Рассел Б. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2 т. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994
- Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М.: Проспект, 1997
- Чанышев А. Н.. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1999