Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Литература русская --> Троицко-семицкие обряды и песни.

Троицко-семицкие обряды и песни.

Москва

Контрольная по предмету:
"Литература русская"



Название работы:
"Троицко-семицкие обряды и песни."




Автор работы: Ольга
Страниц: 13 шт.



Год:2008

Цена всего:400 рублей

Цена:1400 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название "от Семика." Эта неделя в ^старину известна была под именем Русальной.

Малоруссы называют ее зеленою, клечольною, а последние три дня зелеными святками. Около Стародуба ее величают Греною, где и семицкие песни называются Гренухоми.

Дни семицкой недели наш народ называет особенными именами:

вторник задушнъши поминками,

четверг семиком,

субботу клечальным днем,

семицкие ночи называются воробьиными.

Литовцы и поляки называют нашу Семицкую неделю зеленою неделею, чехи и словаки Русальною, карпато-руссы Русалъе.

На Семицкой неделе отправляются разные обряды: Задушные поминки, Семик, Кукушки, Морзостье, завивание венков, поются особенные семицкие и троицкие песни.

Я думаю, что данная тема очень актуально, так как несмотря на то, что сегодня люди не так соблюдают все традиции и обычаи, но, тем не менее отказываться от веселого праздника не будет никто. И современная молодежь с удовольствием веселится на троицко-семицкие праздники.

1 Задушные поминки

В народе существует странное понятие о покойниках: будто они вспоминают о старой своей жизни, бродят в Семицкую неделю по кладбищам без пристанища. Добродушные старушки, из жалости, приходят беседовать во вторник на их могилы и справляют по них задушные поминки. По их предположениям, покойники, довольные таким угощением, уже не выходят из могил.

Забытые покойники часто вступают в ссоры и драки с русалками, а русалки за все обиды мстят уже живым.

Подобное же понятие существует об удавленниках и утоплен¬ных.

Поселянки Тульской губении выходят и на их могилы для поминок. Здесь для них оставляют яйца и блины, с полной уверенностью, что все их приношения будут съедены покой¬никами.

2 Семик

Семик отправляется народом в четверг а рощах, лесах, наберегах рек и прудов.

К этому дню рубят березки, красят яйца в желтую краску, готовят караваи, сдобники, драчены и яичницы.

С рассветом дня молодежь расставляет березки по домам, улицам и дворам.

В Тульской губернии семицкая береза называется кумюю. Напротив того, в замосковньх селениях мужчину с березкою в руках называют кумом, а девицу в венке кумою.

В старину наши старики хаживали встречать семик на могилах родителей, где, после поминовения, они со своими семействами разъедали яичницы и драчены. Отсюда молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез. Здесь пели, плясали, играли в хороводы до глубокой ночи. После игр «всею гурьбою» заламывали березку, обвешивали ее лентами и лоскут¬ками, и с песнями возвращались домой.

Московский Семик справляется ныне а Марьиной роще, в виде одного гулянья; а прежде каждое семейство выходило веселиться на свое родовое кладбище. В Сибири Семик называют тюльпою. В городе Туле не справляют Семика, а он известен только в некоторых уездах сей губернии.

В старину на Семик отправлялся древний обычай поминове¬ние убогих на убогих домах, или божедомках, или скудельницах. Убогие домы в Тверской и Псковской губерниях назывались буйвищами, а в Новгородской жалями и жальниками. Охранители убогих домов назывались божедомами, а в Новгородской и Псковской губерниях - богорадными и божатымми.

В народе об них сохранились доселе поговорки: Живет один как божедом; божатому и хлеб и изба готова.

Сюда свозились покойники: люди или несчастно умершие, или удавленники, или утопленники, или найденные в окрест¬ностях.

Из ближайшей церкви бывал крестный ход на убогий дом. Наши добродушные отцы приходили с рубашками, саванами и гробами для покойников; сами рыли могилы, сами опрятывали покойников в саваны и рубашки. В успокоение их душ возносили к богу бескорыстные молитвы. В убогий дом был отвезен и Лжедимитрий.

Местные обряды, отправляемые народом в Семик, заслужи¬вают особенного внимания.

В Покрове, уездном городе Владимирской губернии, девушки ходят с пирогом сбирать деньги. Вероятно, что это старый божедомский остаток, когда собирались деньги для похорон в убогом доме.

В степных селениях девушки сносят ссыпчину муку, крупу, хлеб и блины. Ссыпчину раздают нищей братии.

В селениях Нерехотского уезда девушки изготовляют козу¬ли круглые лепешки с яйцами в виде венка.

С этими козулями они ходят в лес завивать венки. Обвивая плакучие березы лентами, нитками, привязывают венки к ветвям, а из ветвей делают один венок. Подходя к венку, целуются и приговаривают: «Здравствуй, кум и кума, березку завивши»

Или поют песенку:

Березки, радуйтесь!

Зеленые, радуйтесь!

К вам девушки идут,

Молодешеньки идут,

Завивать венки идут

После этого обвивают березу поясом и лентами и поют песни. По окончании всех игр садятся под березки, съедают козули и яичницы. В Нерехте Семик справляется на Пахомиевской поляне. Воло¬годский Семик справляется на поляне, где погребены белоризцы, сражавшиеся с Литвою. В Цивильске девицы и женщины ходят завивать березку с пивом. В Галиче, при завивании венков, девицы меняются кольцами и серьгами. В Саратовской губернии, в селениях по Волге, выходят в лес срезывать березки; с этими березками и венками, украшенными лентами, приходят в село. Березку врывают в землю и поют семицкие песни. После песен становятся две девушки с поднятыми руками вверх, а другие ходят кругом их и поют песни.

Семицкие венки в одних местах сохраняются в избах до Троицына дня, а в других бросают их в воду с гаданием: потонет ли венок или нет? На одном ли месте он остановится или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается назади? Подруги бросают свои венки вместе, а иногда и брат с сестрой. Нередко случается, что влюбленные, как будто нечаян¬но, бросают свои венки вместе. Догадливые люди по сближению таких венков на воде нередко угадывают о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, которых семицкие венки потопли в воде в виду всех. По замечаниям старушек, такие суженые или скоро умира¬ют, или спиваются с круга. Ленты, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они в этот год выходили замуж, ими связывали венчальные свечи.

Содержание работы

Введение 2

1 Задушные поминки 3

2 Семик 4

3 Троицын День 7

Заключение 13

Список литературы 14

Использованная литература

  1. Андреева А.П., Виноградов Г.С Русские плачи. Л., 1997
  2. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987
  3. Беньковский И. Поверья и обрядности родин и крестин. Киев, 1994
  4. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин, М., 1990
  5. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991
  6. Игнатов В.И. Русские исторические песни. М., 1970
  7. Коринфский А.А. Народная Русь. М 2001
  8. http://www.rb4.ru/news/society/12/2/2007/11421/


Другие похожие работы