Церковный раскол и его отражение в древнерусской литературе
Реферат по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Церковный раскол и его отражение в древнерусской литературе"
Автор работы: Татьяна
Страниц: 19 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В покаянии человеком превые молитвы три оставлены, и вопросы о гресех всякаго чина людем... Молитвы разрешальныя оставлены. Маслоосвящение над болящим несходно ж со многих местах... Проскомидия не против прежняго» . И в данном случае, как и в предыдущих, не проводится детальный анализ расхождений, они лишь отмечаются как факт. Та же картина характерна и для других сочинений лидеров раскола: диакона Федора, инока Авраамия и других старообрядцев, обвиняющих реформаторов в «небрежении» и неуважении к богослужебному тексту, путанице в тексте в результате реформы. Ситуация, когда изменения богослужебного текста отмечаются противниками реформы, но детально не анализируются, может иметь несколько объяснений.
Долгие годы полемисты с расколом видели в противниках Патриарха Никона людей богословски не образованных, несведущих в догматике православия и богослужении. В то же время изучение сочинений протопопа Аввакума, диакона Федора, Иоанна Неронова и ряда других деятелей раскола показывает их богословскую начитанность: протопоп Аввакум, уже будучи в тюрьме, на память и достаточно точно цитировал в своих сочинениях Дионисия Ареопагита , Василия Великого, Евангелие, Апостол
Содержание работы
Введение 3
1. Суть церковного раскола и его значение для русской литературы 17 века 4
2. Реформа Никона и исправление богослужебных книг 8
3. Новые книжные тексты и деформация древнерусского контекста 12
Заключение 16
Список литературы 18
Использованная литература
- Аввакум. Книга бесед // Памятники истории старообрядчества. М.; Л., 1927.
- Айвазов И.Г. Новая вероисповедная система русского государства. — М.: Верность, 1908.
- Алабовский М.П. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. - Киев: Киевское православное религиозно-просветительское общество, 1912.
- Алексеев А.А. Пути стабилизации языковой нормы в русском языке XI–XVII вв. // Вопросы языкознания, 1987. – № 2. – С. 36 – 46.
- Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.
- Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви. — М.: Манускрипт, 1998.
- Житие протопопа Аввакума // Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.
- Красников Н. П. Русское православие, государство и культура. — М.: Знание, 1989.
- Панин Л.Г. История церковнославянского языка и лингвистическая текстология. Новосибирск, 1995.
- Романо-борисоглебского попа Лазаря роспись вкратце церковным раздорам, их же собра Никон Патриарх со Арсением чернцем от разных вер // Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1878. Т. 4.
- Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1975. Вып. 1.
- Суздальского соборного попа Никиты Константинова Добрынина (Пустосвята) царю Алексею Михайловичу челобитная на книгу Скрижаль и на новоисправленные церковные книги // Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1878. Т. 4.
- Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903. Т. 3.
- Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка XI–XIX века. М., 1994.
- Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. М., 1962.