Тема преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и П. Зюскинда: к поиску литературного родства
Дипломная по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Тема преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и П. Зюскинда: к поиску литературного родства"
Автор работы: Марина Яковлева
Страниц: 71 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Тема преступления в читательском сознании связана прежде всего с именем Ф.М. Достоевского и его романом «Преступление и наказание». Это правомерно и объяснимо, так как именно этим автором в этом произведении не только осуществлен детальный анализ причин, мотивов, социально-психологической обусловленности преступления, но и исследована личность преступника, его душевный уклад, его эволюция,
Роман Преступление и наказание был задуман Ф.М.Достоевским на каторге, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения, в остроге, куда он был брошен в 1850 году как государственный и политический преступник. Именно там у него зародилась мысль об идейном преступнике, разрешившем себе кровь по совести, моральный эксперимент. Мучила Достоевского и мысль о Наполеонах, присвоивших себе право обрекаь на гибель, тратить миллионы людей. В 1963 году он сказал А.П.Сусловой поразившие её слова; впоследствии она записала их в дневнике: Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: Истребить весь город. Всегда так было на свете.
Замысел созревал долго и мучительно в сложную эпоху конца пятидесятых - начала шестидесятых годов прошлого века. Освобождение крестьян в 1860 году, казалось, открывало новую эпоху радужных перспектив перед российским обществом. Но очень скоро стало ясно, что реформа не принесла желанного перелома, не стала прологом нового времени. Наоборот, на сцену вышли новые социальные хищники буржуа-дельцы с их идолом золотого тельца. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных процессов. Салтыков-Щедрин писал об этом времени: Да, в такие минуты действительно нечто упраздняется, но это нечто есть именно тот характер человечности, который сообщает жизни всю её цену и смысл. А на место упразднённого, просто-напросто, выступает на сцену тёмное хищничество....
Годы, когда создавался роман Преступление и наказание, были и для самого Достоевского годами тяжёлого одиночества, мучительных мыслей и трудных решений. Незадолго перед этим, в 1864 году, уходят из жизни самые близкие ему люди жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович единомышленник и сотрудник Аполлон Григорьев. И вот я остался вдруг один, и стало мне просто страшно, пишет он другу. Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало всё вокруг меня холодно и пустынно. А вскоре после смерти ближайших сотрудников по изданию журналов М.М.Достоевского и А.А.Григорьева терпит крах и журнал Эпоха. На мне, кроме того, до десяти тысяч вексельного долга и пять тысяч на честное слово... О друг мой, я охотно пошёл бы опять в каторгу на столько же лет, чтобы только уплатить долги и почувствовать себя опять свободным.
Когда Достоевский писал Преступление и наказание, он жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли соединённых петербургских улиц и переулков, лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.
В каморках и на улицах этого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни ситуации, характеры, драмы такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, записал Достоевский в Дневнике писателя, и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира. Это и делал Достоевский, извлекая из фактов, до него находивших место лишь на страницах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения.
В ХХ веке тема преступления обогатилась новыми мотивами, поворотами, коллизиями, образами. Среди авторов, раскрывающих эту тему выделяется немецкий прозаик Патрик Зюскинд. Критики почти единодушно объявили его автором одного романа Парфюмер, ставшего бестселлером европейской литературы с момента опубликования в 1985 году. Все остальные малочисленные произведения, вышедшие из-под пера Зюскинда, по сравнению с Парфюмером кажутся написанными не им. Заметная отчужденность Зюскинда от общественной жизни он не даёт интервью, редко появляется на публике напоминает одиночество его героя Жана Батиста Гренуя.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. СОЦИАЛЬНЫЙ ФОН И ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1. Париж XVIII века (взгляд из века XX) и Петербург XIX века11
1.2. Герой Ф.М.Достоевского и герой А. Зюскинда: к поиску социально-психологического родства..17
Глава 2. ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И В РОМАНЕ П.ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР»
2.1. Родион Раскольников...27
2.2. Жан-Батист Гренуй...38
Глава 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Ф.М.ДОСТОЕВСКИМ И П. ЗЮСКИНДОМ
3.1. Истоки, причины, идеология двух преступлений...45
3.2. Концепция наказания за преступление.52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..63
ЛИТЕРАТУРА68
Использованная литература
- А.С. Пушкин. Евгений Онегин // Пушкин А.С. Сочинения в 3-х. т., Т. 2. М.: Худож. Лит., 1987. 528 с.
- Бахтин М.М. проблемы поэтики Достоевского М., 1979.
- Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского. Эстетические очерки М.: Наука, 1974.
- Белов Д.С. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Л., 1979.
- Волгин И. Последний год Достоевского М., 1991.
- Волгин И. Родиться в России. Достоевский и современники. Жизнь в документах // «Октябрь», 1990, № 3-5, книга I.
- Диво Барсотти. Достоевский. Христос страсть жизни М., 1999.
- Достоевский материалы и исследования. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. Вып.6.
- Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Петрозаводск: Карелия, 1970.
- Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Литературное наследие. М., АН СССР, 1965.
- Достоевский художник и мыслитель: Сб. статей. М.: Худ. Лит-ра, 1972.
- Егоров О.Г. Русский литературный дневник XXI века. История и теория жанра: Исследование / О.Г. Егоров. М.: Флинта: Наука, 2003. 280 с.
- Записные тетради Ф.М. Достоевского. М.-Л., 1935 г.
- Зверев. Преступления страсти // Иностранная 1991, № 8.
- Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы: Роман / Пер. с нем. Э. Венгеровой. СПб.: Издательский Дом «Азбука классика», 2006.304с.
- Зюскинд П. Литературная амнезия (см. Интернет-ичточник № 35).
- Карякин Ю.Ф. Самооборона Раскольникова // Достоевский и канун XXI века М., 1989.
- Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова (книга о романе Достоевского «преступление и наказание»). М.: Советский писатель, 1974
- Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики М., 1971.
- Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского М., 1991.
- Лебедев Ю.В. преступление и наказание Родиона Раскольникова // Лебедев Ю.В. В середине века М., 1988. с. 258-274.
- Лосский Н.О. Достоевский и его христианское мировоззрение М.: «Республика», 1994.
- Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX века СПб., 2001. с. 105-133.
- О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей М., 1990.
- Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Литературная критика: В 3-х т., Т.3 Л.,1981.
- Подготовительные материалы к роману «Преступление и наказание» // Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10-ти т., Т8 М.: Гослитиздат, 1956.
- Суслова А.П. Годы близости с Достоевским М., 1928.
- Тюнькин К. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф.М. Преступление и наказание Л.: Художественная , 1974.
- Фриндлендер Г.М. Реализм Достоевского М.: , 1964.
- Этов В.И. Достоевский (очерк творчества). М., 1968.
- http://www.zuskind.ru
- www.lib.mediaring.ru
- www.neponimanie.ru
- www.Раскольников.ru
- http://members.aol.com/anatarl/