СОЧИНЕНИЕ: СЕКРЕТЫ ЖАНРАУчебное пособие
Учебник по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"СОЧИНЕНИЕ: СЕКРЕТЫ ЖАНРАУчебное пособие"
Автор работы: Елена
Страниц: 103 шт.
Год:2001
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Современный книжный рынок насыщен значительным количеством самых разнообразных пособий, так или иначе связанных с жанром сочине-ния. Хотя целый ряд высших учебных заведений отменил сочинение и в качестве вступительного экзамена выбрал тестирование, количество этих пособий не убывает. Этот феномен связан, видимо, с тем, что сочинение остается одним из школьных выпускных экзаменов и будет оставаться им на протяжении длительного времени.
Одни пособия предлагают готовые сочинения, другие – свод правил, следуя которым можно написать сочинение на заданную на вступительном экзамене тему.
Не стоит доверять пособиям первого типа, которые, предлагая свое-образный second hand, уверяют абитуриента, что все эти сочинения - золо-тые, серебряные, бронзовые и т.п., - итог долгого кропотливого труда со-ставителя, который не покладая рук собирал их в течение ряда лет. Оста-вим эти измышления на совести составителей и обратимся к фактам. В од-ном из пособий (111 вариантов сочинения 95/96. Шпаргалка. – СПб, 1996.) дано сочинение «Образ автора в романе Пушкина “Евгений Онегин”», в котором имеются следующие строки:
«Обращение к Баратынскому: «Певец пиров и грусти томной…»
«Так бы языков вдохновенный
В порывах сердца своего
Поешь бог ведает кого,..
Берёт перо, его стихи
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару,
Как Дельвиг пьяный на пиру,
У скучной тётки Таню встретил,
К ней как-то Вяземский подсел.
И душу ей занять успел». (С. 151).
В этом отрывке из «Евгения Онегина»(?) сохранены пунктуация и орфография составителя пособия. Остаётся выяснить, из каких трех строф составлена эта «строфа», сколько орфографических и пунктуационных ошибок допустил автор М.В.Иванов, рекомендующий своё пособие «для школьников и абитуриентов», и какую оценку получит абитуриент, если он воспользуется этой шпаргалкой.
Пособия второго типа предлагают не готовые сочинения, написан-ные некими школьниками 10 лет тому назад, а рекомендации, правила по написанию сочинения. К сожалению, ряд пособий начинается с общих ре-комендаций, которые занимают несколько страниц, а заканчиваются теми же образцами сочинений.
Данное пособие – пособие второго типа. Его автор убеждён, что нужно учить не списывать, а писать сочинения и что этому можно научить. Основанием для этого суждения служит опыт работы с учащимися стар-ших классов и со слушателями подготовительных курсов. Наличие такого опыта послужило поводом для переработки пособия «Вступительное со-чинение: от замысла к воплощению», которое вышло 1995 году. Новое по-собие существенно расширено и дополнено. Оно адресовано не только абитуриентам, но и ученикам старших классов, а также преподавателям русского языка и литературы, которые сталкиваются с определенными трудностями при подготовке учащихся к сочинению.
В пособии представлен свод правил по написанию сочинения. Семь глав пособия – семь основных этапов работы над сочинением. В каждой из глав имеются «вопросы и задания» и «полезные советы». Первые можно не выполнять, ко вторым – не прислушиваться. На то и существуют полезные советы, что ими можно не руководствоваться. Тем не менее, советуем об-ратить внимание на то и другое.
Приложение 1 представляет список тем выпускных сочинений, предложенных абитуриентам Иркутского государственного университета в 1995-1999 годах. Данные темы могут использоваться как преподавателем литературы для работы в классе, так и абитуриентом для самостоятельной работы. Иногда автор пособия отсылает читателя к этому приложению. Обратите внимание, что вузовские темы сформулированы иначе, чем школьные, и охватывают значительно больший круг произведений.
Приложение 2 составлено из сочинений, написанных учащимися школы № 44 г. Иркутска. В данное методическое пособие они включены как примеры сочинений различных жанров: рецензии, дневника, интервью.
Приложение 3 включает фрагменты школьных сочинений, которые заставят Вас улыбнуться и помогут избежать подобных ошибок. Говорят, что только глупый учится на собственных ошибках, умный учится на ошибках других. Пусть этот раздел научит Вас тому, как не надо писать сочинение.
Содержание работы
От автора 4
О вступительном сочинении 6
1. Выбор темы 9
2. Обдумывание темы и определение идеи сочинения 10
3. Подбор материала 29
4. Выбор жанра 31
5. Составление плана 46
6. «Стиль, отвечающий теме» 57
7. Написание и редактирование 62
Приложение 1 67
Приложение 2 73
Приложение 3
Использованная литература
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986.
- Воронкевич А.С. Как писать вступительное сочинение (пособие для посту-пающих в вузы). – М., 1993.
- Глазунов В.И. Сочинение. Письменный экзамен по русскому языку и лите-ратуре для поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Изд-во Россий-ского ун-та дружбы народов, 1997.
- Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе: Рекомендации для посту-пающих в вузы. Изд. 2, испр. – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998.
- Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Крундычев А.А. Как работать над сочинением. – СПб.: Просвещение, 1992.
- : Справ. Материалы: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
- Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. – М.: Языки русской культуры, 2000.
- Малышева Л.М. Пишем сочинение. Практический курс: Пособие для по-ступающих в вузы. – М.:ООО «Издательство Новая Волна», 1999.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написа-ния: Учебно-методическое пособие. – М.: Наука; Флинта, 1999.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение: Кн. для учащихся 10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1987.
- Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя? Диалог со школьником и абитури-ентом накануне сочинения: Учебное пособие. – М.: РИПОЛ, 1994.
- Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением (Практические советы посту-пающим в вузы): Учебное пособие. – М.: Высш. школа, 1990.
- Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н.Новгород: Деком, 1994.
- Тимофеев Л.И.; Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терми-нов: Кн. для учащихся. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
- Фогельсон И.А. учит: 9 кл.: Книга для учащихся. – М.: Про-свещение, 1990.
- Фогельсон И.А. учит: 10 кл.: Книга для учащихся. – М.: Про-свещение, 1990.
- Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. – М.: ТОО “Гендальф”, 1998.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В.Панов. – М.: Педагогика, 1984