Поэзия серебрянного века и музыка
Реферат по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Поэзия серебрянного века и музыка"
Автор работы: Алексей Владимиров
Страниц: 15 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Бальмонта со Скрябиным связывала большая дружба. Они оба «бы-ли искателями новых звучаний». Их современники замечали, что на всех ос-тальных композиторов и поэтов эти два друга смотрели как на свои предтечи. О Скрябине, играющем на фортепьяно, Бальмонт сказал так: «он целует зву-ки пальцами». Это сравнение очень тонко передавало эротическую природу скрябинской игры.
Поэты-символисты, рассуждая о своем литературном течении и раз-вивая его теорию, высказывались, насколько мне известно, таким образом, что музыка в слиянии с жизнью и религией дает искомый результат гар-моничные стихи, способные выполнять роль некоего мессии.
Мне не очень понятна позиция самого Скрябина, считающего себя музыкантом-символистом, когда он ратовал за крушение мироздания под грохот «соединенных искусств». Но, видимо, это почти то же самое, что и у поэтов-символистов, только с точки зрения музыканта.
Чтобы полнее раскрыть тему, приведу стихотворение Бальмонта о музыке:
Я знаю, что сегодня видел чудо.
Гудел и пел священный скарабей.
Душе был слышен ясный звон оттуда,
Где зреет гром средь облачных зыбей.
Вдруг мощный жук ладьею стал скользящей,
Мелькало белым тонкое весло.
Играли струны музыкою зрящей,
И сердце пробуждалось в ней светло.
А он, колдун, обеими руками
Нам рассыпал напевный дождь колец
И, весь горя, дрожащими перстами
Касаясь струн, касался всех сердец.
Как видим, для поэта музыка это чудо совершенное. Музыка объединяющая сердца идея. Под музыкой надо понимать не буквальную ме-лодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой. Теперь по-нятно, почему группа поэтов-символистов называлась «маломузыкальной». Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторо-ну чуть ли не религиозной любви к России. Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном [7, с. 98].
Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов «музыкальной группы» Бальмон-та и Вяч. Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотво-рений. У Бальмонта в этой связи хочу отметить «Камыши», «Челн томле-ния». У Вяч. Иванова «Кормчих звезд», «Человек» и многие стихи на ан-тичную тему.
Содержание работы
Взаимовлияние искусств: музыка и поэзия.
Использованная литература
- Сурат И. Три века русской поэзии // Новый мир. 2007. - №4.
- Абдуллин И. Цвето-музыкальные синестезии в поэзии Бальмонта // Урал. 1999. - №4.
- Ходасевич В.Ф. Брюсов// Ходасевич В. Ф. Некрополь. Воспоми-нания. М., 1991.
- Жирмунский В.М. Теория стиха. М., 1982.
- Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник статей. - Л.: Наука, 1974.
- Аверинцев С.С. Ритм как теодицея // Новый мир. 2001. - №2.
- Поэтический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1966.
- Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. М., 1976.