Художественная достоверность в произведениях русской мемуарной литературы
Дипломная по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Художественная достоверность в произведениях русской мемуарной литературы"
Автор работы: Юлия
Страниц: 80 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Картина литературы ХХ века будет неполной без включения в ее контекст художественно-документальных произведений, представляющих не вымышленные ситуации, а реальные обстоятельства. Среди них видное место занимают мемуары – воспоминания о прошлом, преломленном в творческом сознании писателя. Подлинность изображаемого обеспечивает повышенный интерес читателя и более высокую степень эмоционального восприятия произведения. Совмещение реальности факта с богатством литературных возможностей его отражения – важнейшее достоинство мемуарной литературы.
Причины, вызвавшие активизацию в литературе документальности, разнообразны. Это и огромная потребность в достоверном знании о мире, полностью удовлетворить которое невозможно за счет обычных средств информации. Это и осознание ценности индивидуального начала в эпоху утверждения стандартов в культуре, в образе жизни. Это и внутрилитературные творческие искания, когда возможности классического реализма оказались недостаточными для создания представления о современном состоянии человека и мира.
В условиях стремительных радикальных перемен ХХ столетия интенсивно развивается мемуаристика, постепенно утверждаясь в правах особого литературного жанра. Стремление «остановить мгновенье», зафиксировав осевшее в памяти прошлое, передать представление о нем читателям разных поколений движет пером мемуаристов. К воспоминаниям обращаются крупнейшие писатели: М. Горький, И. Бунин, М. Цветаева, Б. Пастернак, А. Солженицын. В творческой биографии многих талантливых художников слова создание мемуарных книг оказалось главным делом жизни. Так случилось с И. Эренбургом, Н. Берберовой, И. Одоевцевой, А. Цветаевой. Если попытаться собрать воедино все мемуарные произведения, созданные писателями ХХ вв., то получится целая библиотека - своеобразная энциклопедия исторической и культурной жизни эпохи.
Изучение мемуаристики явно отстает от практики создания мемуарных текстов. Жанровые признаки мемуаров рассматривались в большинстве случаев в связи с документальной разновидностью воспоминаний. Корпус писательских мемуаров не охарактеризован как симптоматичное явление прозы, едва намечено соотношение между ними и художественной литературой. В связи с этим можно говорить об актуальности проблемы, положенной в основу выпускной квалификационной работы на тему «Художественная достоверность в произведениях русской мемуарной литературы».
Методологической основой при изучении художественно-документальной прозы и представляющих ее жанров являются труды Л. Я. Гинзбург «О психологической прозе», «О литературном герое», где прослеживается соотношение между литературой и действительностью, художественной прозой и документалистикой, в процессе развития выявившей свои эстетические возможности, рассматривается сущность художественного и документального образов. Специальное внимание уделяется мемуарам, отмечается зыбкость их жанровых границ и, как следствие этого, вариативность жанровых модификаций.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Творческие принципы и приемы создания произведений мемуарной литературы 8
1.1. Основные видовые признаки и жанры мемуарной литературы 8
1.2. Авторская роль в организации мемуарного повествования 21
1.3. Роль художественной достоверности в произведениях мемуарной литературы 33
Глава 2. Особенности художественной достоверности в произведениях русской мемуарной литературы 42
2.1. Н. А. Тэффи «Воспоминания» 42
2.2. В. П. Катаев «Алмазный мой венец» 54
Заключение 71
Список литературы 76
Использованная литература
- Андреев, Ю. А. По законам искусства (о природе документальности) / Ю. А. Андреев // Вопросы литературы. – 1979. – № 2. – С.28-49.
- Банк, Н. Нить времени. Дневники и записные книжки советских писателей / Н. Банк. – Л.: Сов. писатель, 1978. – 246 с.
- Банк, Н. Б. Соавтор – жизнь (Документальные жанры в современной советской литературе) / Н. Б. Банк. – Л.: Знание, 1982. – 32 с.
- Барштейн, А. И. Документальная проза и ее жанровые модификации в советской литературе последнего десятилетия / А. И. Барштейн. – Вильнюс: МО Литовск. СССР, Шауляйский педагогич. ин–т им. К. Прейкшаса, 1989. – 90 с.
- Барштейн, А. И. Современный литературный портрет как жанровая форма мемуаристики. Учебное пособие / А. И. Барштейн. – Вильнюс: Редакционно–издат. совет Мин–ва культуры и образования Литовской республики, 1990. – 58 с.
- Богданов, А. Мемуарная / А. Богданов // Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – М.: Просвещение, 1974. – С. 205-206.
- Бушканец, Е. Г. Мемуарные источники. Учебное пособие к спецкурсу / Е. Г. Бушканец. – Казань.: Казанск. пед. ин–т, 1975. – 98 с.
- Гаранин, Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы / Л. Я. Гаранин. – Мн.: Наука и техника, 1986. – 223 с.
- Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Советск. писатель, 1979. – 221 с.
- Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Художественная , 1977. – 442 с.
- Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь / К. Горанов. – М.: Искусство, 1970. – 519 с.
- Жуков, Д. Биография биографии / Д. Жуков.– М.: Сов. Россия, 1980. – 136 с.
- Зверев, А. Голоса эпохи. Документальная проза: специфика и возможности / А. Зверев // Литературное обозрение. – 1985. – № 12. – С. 6-13.
- Иванова, Е. М. Проблема автора в мемуарно-автобиографической советской прозе 50-60-х годов: Дис. … канд. филолог. наук / Е. М. Иванова. – Воронеж, 1971. – 289 с.
- Кардин, В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность / В. Кардин. – М.: Воениздат Мин–ва обороны СССР, 1961. – 170 с.
- Катаев, В. П. Алмазный мой венец. Повести / В. П. Катаев. – М.: Аст-Пресс, 1994. – 334 с.
- Кацев, А. С. Реальный факт, прототип, образ в советской литературе 20–х годов. Учебное пособие / А. С. Кацев. – Фрунзе: Киргизский госуд. университет, 1986. – 92 с.
- Колядич, Т. М. Время как объект повествования в мемуарно–биографическом жанре («Человек и время» М. Шагинян) / Т. М. Колядич // Категория времени в художественной литературе: Межвуз. сб. научных трудов. – М.: МГЗПИ, 1987. – С. 81- 93.
- Колядич, Т. М. Мгновенья, полные как годы. (Двадцатые годы в воспоминаниях писателей): Учебное пособие / Т. М. Колядич. – М.: Прометей, 1993. – 90 с.
- Косухин, С. Я., Малиновский, В. В. За достоверность документально–художественных изданий / С. Я. Косухин, В. В. Малиновский // Вопросы истории. – 1976. – № 1. – С. 19 - 32.
- Котова, М., Лекманов, О. В лабиринтах романа-загадки: Комментарий к роману В. П. Катаева «Алмазный мой венец» / М. Котова, О. Лекманов. - М.: Аграф, 2004. - 288 с.
- Котова, М., Лекманов, О. Плешивый щеголь (из комментария к памфлетному мемуарному роману В. Катаева «Алмазный мой венец») / М. Котова, О. Лекманов // Вопросы литературы. – 2004. - № 2 (Март-Апрель). – С. 68-90.
- Латынина, А. Личный жанр (о мемуарной литературе) / А. Латынина // Литературная газета. – 1985. – 20 февраля. – С. 4.
- Левидов, А. М. и действительность / А. М. Левидов. – Л.: Советск. писатель, 1987. – 432 с.
- Левицкий, Л. А. Мемуары / Л. А. Левицкий // Литературный энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – С. 216.
- русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920 - 1940): Учебное пособие: В 2 ч. / под ред. А. И. Смирновой. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 232 с.
- Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 359 с.
- Лихачев, Д. С. – реальность – / Д. С. Лихачев. – Л.: Совет. писатель, 1981. – 214 с.
- Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. – Киев: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. – 288 с.
- Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 230 с.
- Манн, Ю. К спорам о художественном документе / Ю. Манн // Новый мир. – 1968. – №8. – С.224 - 254.
- Мемуары на сломе эпох // Вопросы литературы. – 1999. – № 1. – С. 3-34.
- Мережинская, А. Ю. Мемуарно-автобиографическая проза 70-х годов (Проблематика и поэтика): Дис. … канд. филолог. наук / А. Ю. Мережинская. - Киев, 1981. – 211 с.
- Милевская, Т. Е. Автокоммуникация как способ развертывания текста (на материале мемуаров ХХ века) / Т. Е. Милевская // Rossica olomucensia XXXVIII. 2cast. - Olomouc, 2000. - C.571-578.
- Мурнаев, А. Ю. О проблеме терминологического определения жанра мемуарной литературы / А. Ю. Мурнаев // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Материалы международной научной конференции: В 2 ч. – Гродно, 1998. – Ч. 2. -С.144-149.
- Николаев, Д. Д. Концепция «книги» в творчестве Н. А. Тэффи / Д. Д. Николаев // Творчество Н. А. Тэффи. – М.: Просвещение, 1994. – 369 с.
- Оскоцкий, В. Границы вымысла и пределы документализма / В. Оскоцкий // Вопросы литературы. – 1980. – № 6. – С. 29-58.
- Особенности свидетеля, права художника (Обсуждаем проблемы мемуарной литературы) // Вопросы литературы. - 1974. – №4. – С. 45–131.
- Пискунов, В. М. Чистый ритм Мнемозины (Мемуары русского «серебряного века» и русского зарубежья) / В. М. Пискунов. – М.: Знание, 1992. – 64 с.
- Рейн, Е. На пиру Мнемозины / Е. Рейн // Новый мир. – 1998. – № 1. – С. 154.
- Рубашкин, А. «Минувшее проходит предо мною…» / А. Рубашкин // Литературное обозрение. – 1987. – № 5. – С. 22 - 27.
- Симонова, Т. Г. Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра: Учебное пособие / Т. Г. Симонова. – Гродно: Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», 2002. – 119 с.
- Симонова, Т. Г. Мемуары-хроника: специфика жанра, роль в литературном контексте / Т. Г. Симонова // Славянская літаратуры ў кантэксце сусветнай: Матэрыялы V мі1жнароднай навуковай канферэнцыі, прысвечанай 80-годдзю БДУ. У 3 ч. — Мн., 2001. - Ч.2. - С.79-84.
- Симонова, Т. Г. Трансформация мемуарного жанра в русской литературе 60-70-х гг. Мемуарные книги В. Катаева «Трава забвенья». «Алмазный мой венец» / Т. Г. Симонова // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Материалы международной научной конференции - Гродно, 1996. – С. 214 - 218.
- Симонова, Т. Г. Трансформация цитаты в мемуарном тексте / Т. Г. Симонова // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Материалы международной научной конференции. - Гродно, 2000. - С. 131-138.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. – Т.2, К-О. – 597 с.
- Смольнякова, И. Л. О принципах классификации современной мемуарной литературы / И. Л. Смольнякова // Проблемы реализма. – Вологда, 1979. - Вып.6. – С. 152-164.
- Старцева, А. М. Идеи и образы воспоминаний «Человек и время» в современной художественной системе / А. М. Старцева // Творчество М. Шагинян. Сб. статей. – Л.: Худож. лит., 1980. – С. 229-245.
- Тартаковский, А. Мемуаристика как феномен культуры / А. Тартаковский // Вопросы литературы. – 1999. – № 1. – С.35–55.
- Тартаковский, А. Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины ХIХ в.: От рукописи к книге / А. Г. Тартаковский. – М.: Наука, 1991. – 230 с.
- Тартаковский, А. Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения / А. Г. Тартаковский. – М.: Наука, 1980. – 311 с.
- Тэффи, Н. А. Житье-бытье / Н. А. Тэффи. – М.: Знание, 1991. – 459 с.
- Тюпа, В. И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии / В. И. Тюпа. – Красноярск: Изд–во Красноярск. ун–та, 1987. – 224 с.
- Урбан, А. Автодокументальная проза / А. Урбан // Звезда. – 1970. – № 10. – С.193-204.
- Урбан, А. Художественная автобиография и документ / А. Урбан // Звезда. – 1977. – № 2. – С. 192-208.
- Филиппов, В. В. Проблемы документализма в художественной литературе / В. В. Филиппов // Русская . – 1978. – № 1. – С. 198-204.
- Фоменко, И. Цитата / И. Фоменко // Введение в литературоведение. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 497.
- Чернухина, И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина. – Воронеж: Изд. Воронеж. Ун-та, 1984. – 112 с.
- Шайтанов, И. О. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза) / И. О. Шайтанов. - М.: Знание, 1981. – 63 с.
- Шайтанов, И. «Непроявленный жанр», или заметки о мемуарной форме / И. Шайтанов // Вопросы литературы. - 1979. – № 2. – С. 50-77.