Экзистенция и одиночество
Курсовая по предмету:
"Литература русская"
Название работы:
"Экзистенция и одиночество"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Чудо существования, радость бытия как такового безразличны к их физическому наполнению, что зависит в значительной степени от самого человека, от того, чем он распоряжается по собственному усмотрению.
Но само его существование - непостижимый дар, то единственное, что от человека не зависит; он может уничтожить его, но создать свое собственное бытие он не в силах.
Экзистенциальная философия, обращенная к проблемам существования человека и бытию, стала одним из наиболее глубоких и влиятельных течений как западной, так и русской мысли ХХ в.
Она осуществила радикальное переосмысление предшествующей новоевропейской традиции, во многом определив общекультурную ситуацию уходящего столетия. Без серьезного анализа творчества С.Киркегора, М.Хайдеггера, Н.Бердяева, К.Ясперса, Г.Марселя, Ж.-П.Сартра нельзя разобраться в пестрой картине новейших философских \"дискурсов\" эпохи постмодернизма, взыскующих стать выразителем духа грядущего века.
Парадоксально, но в этом пантеистическом учении, где человеку отводится возвышенная роль, не остается места для индивида как конечного единичного существа. Человек предстает как ничтожная пылинка в грандиозном процессе мирового духа, использующего мысли и жизни отдельных индивидов как средство для осуществления великих целей, в своей основе для этих индивидов непостижимых: \" хитрость мирового разума\" в том и состоит, что для достижения \"царства свободы\" он употребляет одинаково как добрые, так и злые дела и поступки; христианское различение добра и зла теряет свое значение; единичное человеческое существование не находится в поле зрения философа.
Иными словами, человек возвышается как всеобщий субъект мирового исторического процесса, но как единичное существование он почти полностью исчезает.
В ХХ в. проблема объективности истины живо обсуждалась в экзистенциальной философии. Бердяев к примеру, радикально противопоставлял общезначимую и личную истину. К.Ясперс полагал, что философия может считаться истинной только тогда, когда она способна перевести себя в действительность многих, что возможно только посредством коммуникации.
Для Ясперса важно указать на отсутствие логической зависимости между объемлющим и объемлемым; поскольку объемлющее трансцендентно по отношению к объемлемому, постольку единственный путь от одного к другому - своего рода \"прыжок\", т.е. трансцендирование.
Логическое рассмотрение не отвергается Ясперсом, но логика вырождается в пустую игру понятий, если отчленяется от трансцендирования, т. е. от того движения, которое только и сообщает ей содержание. Ясперс воспроизводит здесь мысль Канта о том, что бытие не может быть выведено из понятия\".
Этот принцип лежит в основе учения Ясперса об экзистенции, основные определения которой он видит в ее необъективируемости и в открытости тому, что не есть она сама, т. е. трансценденции.
Последняя играет важную роль в самоутверждении человека, ограничивая его своеволие, превращая его в носителя более высокого, наивысшего бытия. Связь с трансценденцией превращает эгоистичное Я в личное, где индивидуальная воля неразрывно сливается с волей Бога, так что отделить их и сам индивид уже не в состоянии. В этом смысле понятия экзистенции и свободы тождественны: сфера свободы лежит, по Ясперсу, по ту сторону любой предметности.
Актуальность данного исследования выражена в том, что в центре интересов Ясперса в конце концов оказались человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В этой связи понятие ситуации с ее неповторимой констелляцией событий, задающих историческую уникальность, стало ключевым при анализе экзистенции.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Особенности соотношения экзистенции и трансценденции в философии К. Ясперса 6
§ 1.1. Философско-историческая и мировоззренческая проблематика философии К. Ясперса 6
§ 1.2. Определение «вечной истины» 9
§ 1.3. Соотношение экзистенции и трансценденции 11
Глава 2. Общение экзистенциальных субъектов в философии Бердяева и Ясперса 15
§ 2.1. Философские воззрения Н.А. Бердяева 15
§ 2.2. Отношение сущности к явленному миропорядку 18
§ 2.3. Экзистенциальный субъект в философии Карла Ясперса 20
Глава 3. Изучение одиночества в историко-философской ретроспективе 23
§ 3.1. Проблема экзистенциальной изоляции 23
§ 3.2. Одиночество как сложный и актуальный феномен 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Использованная литература
- Бердяев Н. о русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. - Ч. I. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991.
- Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. - М.: Мысль, 1990. -
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. - М.: Издательство «Правда», 1989.
- Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). В кн.: Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995
- Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи). В кн.: Бердяев Николай Александрович. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства / Состав., предисл. и примеч. Л.В. Полякова. - М.:ИМА-пресс, 1990.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: Издательство «Правда», 1989.
- Бердяев Н.А. Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения). В кн.: Бердяев Николай Александрович. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.
- Бессонов Б.Н. Актуальность философских воззрений карла Ясперса // Социальная теори я и современность. М., 1993.
- Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. - М.: Издательство«Наука», 1972.
- Гайденко П.П. Человек и история в свете «философских коммуникаций» Карла Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.
- Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории и.М., 1991.
- Горюнов В.П. «Неподлинное бытие» в истолковании Карла Ясперса // Социальная теория и современность. М., 1991.
- Грицанов А.А. Ясперс Карл // Всемирная энциклопедия. Философия. М., 2001
- Зеньковский В.В.. История русской философии. Том II. Часть 2. - Ленинград: «ЭГО»,1991.
- Перцев А.В. Учение Ясперса К. о шифрах трансценденции // Философская жизнь Урала. Екатеринбург, 1999.
- Савруцкая Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. - Казань: Издательство Казанского университета, 1989.
- Семушкин А.В. «Осевое время» в философской культуре Востока и Запада. М., 1997.
- Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии. - М.: Высш. шк., 2006.
- Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова. - Мн.: Пропилеи,2000.
- Ясперс К. Духовная ситуация времени. В кн.: Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991.
- Ясперс К. Ницше и христианство. Перевод с немецкого Т.Ю. Бородай. Московский философский фонд. - М.: «Медиум», 1994. -
- Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенберга и Гельдерлина. Спб., 1999.