Предметно-пространственное окружение образовательного учреждения как его вторая природа
Курсовая по предмету:
"Эстетика"
Название работы:
"Предметно-пространственное окружение образовательного учреждения как его вторая природа"
Автор работы: Елена Рабощук
Страниц: 22 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Образовательная среда, ее разновидности
В современной отечественной науке и практике распространяются исследования условий успешного развития личности ребенка в образовательной среде (И. Бех, И. Зязюн, А. Киричук, В. Рыбак и другие).
Содержание явления «образовательная среда» лежит в сущностном поле понятия «среда». Полисемантичность исходного понятия послужила причиной многих определений дефиниции «образовательная среда», сосуществующих в науке. Дефиниция «среда» в общем смысле понимается как окружение, система, условия и т.д.. Чаще окружающую среду рассматривают как совокупность объективных явлений, окружающих человека и взаимодействующих с ним. Характеристика взаимоотношений человека и среды нашла отражение в концепциях Р. Бейкера, Э. Брунсвика, Дж. Гибсона, К. Левина, Д. Стоколса, Г. Щедровицкого.
В науке определен терминологический ряд, который используется в контексте понятия «среда»: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» (В. Ясвин). На основе результатов анализа научной литературы установлено, что образовательная среда - это существенный элемент социума, целенаправленно организованная, управляемая, многофункциональная, открытая педагогическая система, в рамках которой ученик общеобразовательной школы осознает себя как социально развитую целостность .
Развитие личности школьника основывается на многоканальном взаимодействии всех субъектов образовательной среды. Процесс создания образовательной среды выводится из философской и психолого-педагогической трактовки взаимозависимости между развитием личности и средой его жизни.
Апеллируя к философским идеям современных ученых, можно утверждать, что освоение человеком окружающей среды по своей сути является деятельностным, а в абсолютном выражении деятельность является первоисточником всего сущего, поэтому и первоисточником развития личности школьника. Переосмысление диалектического принципа деятельности привлекает внимание к материально-предметному ее виду как фактору развития телесно-физической, познавательной и социально-нравственной сфер личности.
Основой разработки научных подходов к созданию среды, в которой развивается ученик, стали учения Л. Выготского, С. Рубинштейна и других психологов. Идея детерминизма С. Рубинштейна выступает как принцип качественно осложненных зависимостей внешнего и внутреннего на разных уровнях развития человека в среде, что его окружает. Воздействия окружающей среды, и среди них вся совокупность общественных отношений, перенесенные внутрь, становятся свойствами личности, динамичными и взаимодействующими по своему характеру (К. Абульханова-Славская, А. Брушлинский, Л. Выготский).
Интериоризация социальных отношения между людьми являются основой развития личности. Трансформации личности школьника порождаются внешней, практической деятельностью, а в образовательной среде должны создаваться условия для предметно-практической деятельности учащихся. Материально-пространственное поле среды является необходимым, очень существенным условием трансформаций личности человека во все периоды его жизни.
Предметно-пространственный фактор определяет зависимость образовательных ситуаций от факторов материального характера, каковыми являются здание школы, классные комнаты, рекреационные помещения, школьная участок, обеспечение образовательного процесса учебниками, вспомогательной литературой, компьютерами и т.п..
Каждый объект материальной среды, что отражается психикой, приводит в актуальное состояние нужды, интересы ученика, вызывает у него определенный эмоционально-волевой отзыв. При таких условиях школьник начинает заинтересованно действовать, и превращает это в свойства своей личности .
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Образовательная среда, ее разновидности 5
2. Понятие предметной среды 11
3. Пространственно-предметная среда учебного заведения как «вторая природа» 17
Заключение 22
Список литературы 23
Использованная литература
- Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар, 2002.
- Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. М. 1997.
- Коломийченко Л.В., Олейниченко Е.Ф., Метечко А.А. Организация предметно - развивающей среды по «Программе социального развития» JI.B. Коломийченко: Метод, реком. Пермь, 2003
- Комарова Т. С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. М.,2005.
- Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.,2006..
- Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.,1998.
- Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектиро¬ванию. М.,2001
- 8 Москалева Э.Ф. Формирование эстетического отношения младших школьников к окружающему миру. Ульяновск, 2007.
- Нищева Н.В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.,2006.
- Новикова Л.И. Искусство и эстетическая организация среды повсе¬дневной жизни. М.,1984.
- Организация предметно - эстетической среды школы. Киев, 1988.
- Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития: Вторая Российская конференция но экологической психологии: Тезисы докладов. М.,2000.
- Пикулева Л.К., Гердт Н.И. Социокультурная среда художественного развития детей в ДОУ. Челябинск, 2008.
- Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.
- Филлипс О.Ю. Эстетическое отношение к окружающему детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
- Эстетика: учебное пособие для вузов/ В.И. Авдеев, Л.Я. Курочкина, В.А. Куценко и др. / Под ред. А.А. Радугина. М.,2006.
- Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп; Сб. научных статей. М.,2007.