Теория художественного Образа
Доклад по предмету:
"Эстетика"
Название работы:
"Теория художественного Образа"
Автор работы: Никулина А.В.
Страниц: 13 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Важное место в анализе искусства принадлежит рассмотрению художественного образа, основного структурообразующего элемента содержания любого художественного произведения.
Особый вид освоения и выражения действительности - художественный образ - является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания. Художественный образ существенно отличается от обычного образа-представления, так как выступает не просто как сходство с действительностью. Художественный образ реализует себя как творческое отношение к этой действительности, как способ домыслить, дополнить саму логику реальной жизни. Художественный образ - это форма мышления в искусстве. Художественный образ - это суть искусства, это простейшая конкретность, присущая всем его видам и жанрам. Таким образом, художественный образ - это конкретно чувственное и в то же время обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора.
Таким образом, целью данной контрольной работы является изучение природы художественного образа.
Цель работы определяет следующие задачи:
Рассмотреть понятие "художественный образ";
Рассмотреть сущностные характеристики природы художественного образа;
Изучить основные направления формирования современного художественно-образного сознания.
Художественный образ концентрирует в себе самом духовную энергию создавшей его культуры или человека. Он представляет собой развивающуюся систему, которая проявляет себя в разнообразии своего смыслового оснащения, то есть в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ, в видовом качестве может быть воплощен в глине, красках, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а так же фильм в целом. Отсюда загадка образа искусства заключается в том, что глубокое, духовное обобщение, к которому всегда восходит настоящий художественный образ, в то же время целиком претворяется в конкретном пластическом изображении. Поэтому "художественный образ являет собой как бы активно действующего субъекта, который вбирает в себя избранный режиссером или писателем предметный материал, сплавляет его с душевными переживаниями каждого читателя и зрителя, выходит из этой плавки всякий раз новым, постоянно оставаясь вместе с самим собой" (Казин А.Л. Художественный образ и реальность. - Л., 1985. - С.8)
Подобная трактовка художественного образа имеет длительную традицию в европейской эстетической мысли. Начало было положено аристотелевской теорией мимесиса (подражания), в которой художественный образ уподоблялся зеркалу, противостоящему действительности, как особому внешнему предмету. В своей "Поэтике" Аристотель писал: "Эпическая и трагическая поэзия, а так же комедия… - все эти искусства подражательные. Подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе" (Аристотель. Поэтика. Соч. В 4-х тт. Т.4 - М., 1984. - С.40).
В дальнейшем эта идея активно разрабатывалась европейским классицизмом, сформировавшим понятие "правдоподобия " в искусстве.
Н. Буало любил повторять, что мера художественности в произведении искусства должна включать и меру истинности его содержания:
"Невероятное растрогать не способно.
Пусть правда выглядит всегда правдоподобно:
Мы холодны душой к нелепым чудесам
И лишь возможное всегда по вкусу нам"
(Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. С.78).
В теории художественно-образного мышления Г. Гегеля есть ряд положений, которые не утратили своей ценности и сегодня. Согласно гегелевской эстетической концепции художественный образ рассматривается с точки зрения его отношения к творческому субъекту, подчеркивая продуктивно-созидательные возможности художника. Выделяя искусство среди других видов сознания и деятельности, Гегель акцентировал внимание на чувственно-понятийной стороне художественного образа. Образ, по Гегелю, находится "… посередине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью" (Гегель Г. Эстетика. Т.1. - М., 1968. - С.44) и представляет "… в одной и той же целостности, как понятие предмета, так и его внешнее бытие" (Гегель Г. Эстетика. Т.3. - М., 1971. - С.385). Отсюда следует, что "… искусство изображает истинное всеобщее, или идею, в форме "чувственного существования образа" (Гегель Г. Эстетика. Т.4. - М., 1973. - С.412).
Свою лепту в решение вопроса о природе художественно-образного сознания внес и марксизм. С точки зрения марксистской методологии критерием искусства признается общественно-историческая практика, данная через призму человеческих отношений. По мысли К. Маркса, человек "… умеет прилагать к предмету соответствующую мерку" (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч.2-ое изд. Т.42. - С.94). В свою очередь человеческие знания и оценки (то есть "мерка") выражают суть вещей, что подчеркивает применительно к искусству именно образное освоение и постижение им действительности, а не просто зеркальное отражение бытия. Сама природа человека проявляется в его способности универсально воссоздавать действительность, "… производить по мере любого вида, поэтому так же и по законам красоты" (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч.2-ое изд. Т.42. - С.94). В свою очередь художественный образ представляет собой одну из сторон человеческой деятельности, которая постигает это бесконечно становящееся бытие.
Определение искусства как "мышления в образах" стало общепринятым в западноевропейской и отечественной эстетике XIX века. Различные эстетические школы и их видные представители сходились на мысли, что в процессе создания художественного образа достигается творческое преображение реального материала, то есть слов, звуков, красок, что в свою очередь позволяет создать произведение искусства: картину, роман, спектакль, кинофильм и т.д. Таким образом, объективируясь, художественный образ возвращается к той действительности, которую он отразил, но уже не просто как пассивное воспроизведение, а как активное преображение ее.
Между тем, к началу XX века в европейской эстетике выдвигаются так называемые "антиобразные" теории искусства, отвергающие категорию "художественный образ" как таковую. Пафос борьбы против художественного образа не только стал основой многочисленных эстетических деклараций начала века, но и широко поддерживался искусством того времени.
Господствовавшие в тот период в Европе художественные направления и течения - символизм, футуризм, экспрессионизм - воспринимали художественную образность как пережиток реалистического подхода к действительности.
Содержание работы
Содержание:
1. Введение.
2. Различные философские школы об искусстве.
3. Понятие художественного образа.
4. Эстетика художественного образа.
5. Заключение.
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Аристотель. Поэтика. Соч. В 4-х тт. Т.4 - М., 1984.
- Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.
- Гегель Г. Эстетика. Т.1. - М., 1968.