Категория трагического и комического
Реферат по предмету:
"Эстетика"
Название работы:
"Категория трагического и комического"
Автор работы: Великороднов Виктор Владимирович
Страниц: 14 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В отличие от рассмотренных диалектических пар категорий предметом трагического и комического выступают не объекты, а процессы. Ни растения, ни животные, ни люди, ни вещи не могут быть сами по себе ни трагическими, ни комическими. Таковыми могут стать только действие, борьба, конфликт. И это может быть реальный факт или факт, отображенный в искусстве.
Трагедия — суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе * холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой «пограничной» ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть, величие привычного, отчетливей проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования.
Трагедия — всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни.
Человеческое общество — истинное царство комедии, так же как и трагедии. Человек — единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех, или, точнее, человеческое, общественное содержание есть во всех объектах комедийного смеха. Порою исследователи ошибочно ищут источник комизма в естественных особенностях явлений природы: в причудливости облаков, утесов, минералов (например, сталактитов), в необычности облика и поведения обезьян, медведей, лис, в странном виде кактусов. Немецкий философ А. Цейзинг говорит, что в одной из сцен «Гамлета» Шекспир смеется над комичными метаморфозами облаков. Но так ли это?
1. Категория трагического
Категория трагического была впервые разработана Аристотелем в его «Поэтике». Свою задачу философ видел в том, чтобы доказать превосходство трагедии над эпосом, хотя в последнем и содержатся драматические элементы. Но эпическая поэзия имеет простой метр и представляет собой рассказ. Трагедия воспроизводит события действием, а не рассказом. Они различны по времени. Если эпическая поэзия не ограничена временем, то трагедия остается в пределах одного круговорота солнца. Трагедия способна вызвать катарсис и очищать чувства чело¬века. В ней непременно должно быть шесть элементов: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. Трагедия выше, поскольку поглощает все то, что есть в эпосе. В эпическом произведении меньше единства. Трагедия более достигает своей цели.
Рассмотрению трагического много внимания уделял Кант. Он исходил из антиномии должного и сущего и заключал, что между тем, что доступно нам в чувствах, и миром сверхчувственного, между природой и свободой человека существуют непреодолимые препятствия. Противоречие - вот главный источник трагического. Противоречия мира носят абсолютный характер, отсюда все в ми¬ре трагично. Гегель также подчеркивает субстанциальный, общественно необходимый характер трагического. Семейные отношения, политика, проблемы государства - все это может быть объективной основой трагического. Отсюда герои трагедии выступают носителями идеальных духовных законов и закономерностей бытия.
Содержание работы
Введение. 1 Категория трагического. 2 Сущность категории комического. Заключение. Литература.
Использованная литература
- Бореев Ю. Б.
- Эстетика. – М.: Политиздат, 2007. – 496 с.
- Вольтер
- Эстетика. – М.: Норма, 2003. – 586 с.
- Гегель.
- Эстетика. – М.: Политиздат, 1999. – 568 с.
- Куренкова Р. А.
- Эстетика. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 368 с.