Методы обучения речевому взаимодействию.
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Методы обучения речевому взаимодействию."
Автор работы: Татьяна
Страниц: 34 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Активизация речевого взаимодействия учащихся на уроке в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. Данная проблема давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и учителей-практиков. Например, в педагогике разработана гуманистическая концепция образования (Дж. Дьюи, Маслоу, Роджерс, Я. А. Каменский и др.), исследовано субъект субъектное взаимодействие (И.И. Рыданова и др.). В психологии изучается и глубоко анализируется интерактивный аспект общения (Г.В. Андреева, Б.Ф. Ломов, Тюков). В методике в рамках личностно ориентированного подхода разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (Р. Славин, Э. Аронсон, Килпатрик, Е.С. Полат, А.Ф. Будько и др.); рассматриваются стратегии и тактики межличностного взаимодействия (Н.Р. Аниськович и др.). Создаются принципиально новые учебники, построенные на коммуникативном методе обучения, в которых учитывается необходимость развития речевого взаимодействия учащихся.
Однако, несмотря на это, многие проблемы организации устноречевого взаимодействия учащихся на уроке остаются неизученными; не используются многие резервы активизации интеракции учащихся.
Данная работа посвящена проблеме активизации речевого взаимодействия учащихся на уроке. Объектом исследования является процесс обучения учащихся речевому взаимодействию на уроке. В качестве предмета исследвания выступают методы обучения речевому взаимодействию учащихся на уроке в школе. Целью исследования является изучение теоретических основ и возможных путей и приёмов активизации взаимодействия учащихся, разработка плана-конспекта урока речевого взаимодействия детей в классе.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
изучить теоретическую литературу (психологическую, общедидактическую, методическую и др.) по теме исследования;
исследовать характеристики интерактивного аспекта общения;
рассмотреть психологические особенности организации взаимодействия учащихся на уроке;
исследовать роль учителя в процессе организации взаимодействия учащихся;
определить возможные пути и приёмы активизации взаимодействия учащихся на уроке;
подготовить план-конспект урока речевого взаимодействия детей в классе.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, наблюдение за ходом учебного процесса, проведение пробного обучения с его последующим анализом и т.п.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
1.1 Тематическая беседа и монолог как виды ситуативно-организованного речевого взаимодействия
В условиях коммуникативно-ориентированного обучения постоянно указывается на необходимость приближения процесса обучения к условиям естественного речевого общения. Между тем в учебном процессе это приближение носит довольно условный характер, особенно при отборе текстов и определении доминантных форм общения.
Известно, что в учебно-профессиональной сфере процесс общения может протекать как в монологической, так и в диалогической формах. Считалось почти общепринятым, что монологические сообщения в этой сфере преобладают. Однако дальнейшие исследования показали, что учебный материал, представленный в письменной монологической форме (текст учебника), в реальной коммуникации определенным образом трансформируется (на языковом, речевом и логико-смысловом уровне) и реализуется уже в других формах. Отмечено, что "большая часть учащихся может пересказать материал учебника, выполнить тренировочные задания, но затруднятся применить свои знания на практике в новых условиях" . Учащимся приходится решать довольно сложную задачу - восприятие и понимание текста учебника с его дальнейшей трансформацией в диалогическую форму.
А.Л.Ружинский, исследуя полемическую беседу на профессиональные темы как сложную диалогическую форму, отмечает такие формы диалогического общения, как профессиональные дискуссии, диспуты и споры.
Анализируя диалогическое общение в учебно-профессиональной сфере, Е.И.Мотина (1988) называет две его основные формы - ситуативный диалог и тематическую беседу. Д.И.Изаренков (1986,1990) считает, что диалогическое общение в этой сфере может протекать в форме ситуативного диалога, тематической беседы и дискуссии, которая характерна для завершающего этапа, так как предполагает высокий уровень коммуникативной компетенции ее участников.
Как известно, ситуативный диалог представляет собой "наиболее простую, минимальную единицу связной речи", лежащую в основе более сложных диалогических форм. Через ситуативный диалог может передаваться запрос информации и побуждение совершить речевое или неречевое действие, в основе которого лежит мыслительный процесс с возможным сообщением исходных условий для ответной реакции .
"Каждый ситуативный диалог, независимо от количества составляющих его речевых действий, разрешает одну основную коммуникативную задачу, причем она обязательно формулируется в одном из речевых действий" . Наличие в ситуативном диалоге только одной коммуникативной задачи не позволяет в его пределах полностью раскрыть такое иерархически сложно построенное явление, как тема. В ситуативном диалоге может быть рассмотрен какой-то один, хотя и существенный, неизвестный говорящему элемент темы. "Условия ситуации, порождающие проблему, указывают, какой элемент темы необходимо выяснить в предстоящем диалоге" . Однако, если тема специально ставится на обсуждение, то она может быть раскрыта более детально и даже полно. Такие возможности дает тематическая беседа между участниками общения, в которой "микродиалоги следуют без перерыва во времени один за другим и в содержательном плане объединены одним предметом разговора" .
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ..5
1.1 Тематическая беседа и монолог как виды ситуативно-организованного речевого взаимодействия .....5
1.2. В поисках новых путей повышения эффективности обучения речевому взаимодействию ...12
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ...20
2.1 Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников 20
2.2 Урок речевого взаимодействия для учащихся 3-го класса ..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..32
ЛИТЕРАТУРА 34
Использованная литература
- Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я и др. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения. М.: Просвещение, 1993.
- Балаян Новиков Трушина 1987 А. Р. Балаян, С. П. Новиков, Л. Б. Трушина, Зависимость содержательных сторон учебника от формы управления учебным процессом. Русский язык за рубежом, Москва, 1987.
- Блонский П.П. избранные педагогические и психологические сочинения // Т.2 . М.: Наука, 2005.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: ЧеРо, 2004.
- Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008.
- Жаленко Е.М. Уроки мышления методические рекомендации. Оренбург, 1991.
- Занков Л.В. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями / Состав. М.В.Зверева, Н.К.Индик. М.: Просвещение, 1991.
- Игры - обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В.В. Петрусинского // В 4-х книгах. Книга 3, 5. М.: Новая школа, 1994.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д.И.Изаренков // Русский язык за рубежом. 1990. № 4.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. М.: Посвещение, 1993.
- Кузьмин Ю.А., Аросева Г.Е. Тематический диалог - М., 1985.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичыми детьми. СПб.: Издательство Речь; ТЦ Сфера, 2002.
- Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008.
- Е.И.Мотина. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. 2-е изд. испр. М.: Рус.яз., 1988.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство Речь, 2005.
- Сухомлинский Сердце отдаю детям. Киев: Радянска школа, 2008.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2001.