Методика преподавания русского
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Методика преподавания русского"
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.
На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т.д.
Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.
В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?
В словаре иностранных слов эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.
Морфология (греч. morphe - ‘форма’, logos - ‘слово, понятие, учение’).
Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).
Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.
Одним из определений понятия морфологии является следующее: “Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения”. Другое определение гласит, что морфология “является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами”.
Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.
К задачам морфологии относят следующие:
1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;
2) установление принципов грамматической классификации слов;
3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;
4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения.
Содержание работы
Введение 3
1. Общее представление о морфологии как науке 5
1.1 Понятие морфологии как науки 5
1.2 Понятие о частях речи 8
2. Практическая часть 14
2.1 Анализ учебников по русскому языку 14
2.2 Результаты анкетного опроса педагогов 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Использованная литература
- Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Рн/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.
- Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М.: Академия, 2010. – 448 с.
- Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно - деятельностный подход. – М.: КноРус, 2007. – 464 с.
- Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 640 с.
- Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И. Реализация принципа непрерывности и преемственности образования (на примере курсов русского языка и риторики) // Начальная школа. - № 11, 2010, с. 3–7
- Бунеева Е.В Об учебниках «Русский язык» для старшеклассников // Начальная школа. - № 02, 2010, с. 64–66
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. – М.: Баласс, 2001. – 250 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Баласс, 2001. – 340 с.
- Борзова Е.В Планирование уроков русского языка во 2-4-м классах. // Начальная школа. - № 11, 2001, с. 47–54
- Гугучкина Е. Е. Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы». Волгоград: Учитель, 2006. – 280 с.
- Иванов С.В., Кузнецова М.Н. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 340 с.
- Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
- Львов М. Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
- Поздняков Н. С. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Академия, 2002. – 304 с.
- Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.
- Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. 3-4 классы. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2, 3, 4 классов. – М., Просвещение, 2001. – 320 с.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов. – М.: Дрофа, 2001. – 340 с.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. М.: Дрофа, 2003. – 240 с.
- Рахманова Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ЧеРо», 2003. – 480 с.
- Репкин В.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 280 с.
- Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с.
- Современный русский язык. В трёх частях. – Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение, 2002. – 256 с.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001. – 280 с.
- Титов В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. – М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с.
- Узорова О. В. Полная энциклопедия для начальной школы. Русский язык. Математика. 1-4 классы. – М.: АСТ, 2009. – 160 с.
- Узорова О. В. Преподавание русского языка во втором классе. – М.: Академия, 2004. – 144 с.