Индивидуально-дифференциальный подход во формировании учебной деятельности старших дошкольников
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Индивидуально-дифференциальный подход во формировании учебной деятельности старших дошкольников"
Автор работы: Юлия
Страниц: 50 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе важна, ей уделяют много внимания в процессе подготовки детей к школе, используя разные подходы, среди которых особое место занимает индивидуально-дифференцированный подход, который включает в себя процесс обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.
Индивидуально-дифференцированный подход – это учет индивидуально-типологических особенностей дошкольника в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебно-воспитательного процесса для отдельных групп детей.
Развивающий эффект взаимодействия, реализация потенциальных возможностей развития в решающей степени зависит от индивидуально-личностных характеристик взрослого, вступающего в контакт с ребенком, от той модели педагогического взаимодействия, которую он выбирает, строя свою педагогическую деятельность.
Учебная деятельность — вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.
Проблема готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребёнка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.
Идеи непрерывного образования и воспитания личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса остро поставили проблему выявления резервов подготовки дошкольников к школе. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду и семье. Высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать высокую степень успешности школьного обучения.
Идеи непрерывного образования и воспитания личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса остро поставили проблему выявления резервов подготовки дошкольников к школе. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду и семье. Высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать высокую степень успешности школьного обучения. Готовность к школе понимается как интегральное целостное ново¬образование социально-личностного развития ребенка, формирующееся в старшем дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания и обучения. Это такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться к новой ситуации, овладеть знаниями, нормами правил поведения, проявлять активность.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования позиции старших дошкольников в учебной деятельности в условиях ДУ.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- проанализировать понятие учебной деятельности;
- раскрыть особенности формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте;
- выделить сущность индивидуально-дифференцированного подхода;
- показать роль индивидуально-дифференцированного подхода в формировании учебной деятельности старших дошкольников;
- провести диагностику индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников;
- исследовать технологию формирования учебной деятельности на основе диагностика индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников;
- проанализировать результаты экспериментального обучения.
Объект исследования - процесс формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДУ.
Предмет - технология формирования позиции старших дошкольников в учебной деятельности в условиях ДУ.
Гипотеза работы: технология формирования позиции старших дошкольников в учебной деятельности будет успешной, если:
• будет теоретически разработано понятие «позиция ребенка в учебной деятельности» применительно к старшему дошкольному возрасту;
• будут выделены показатели позиций старших дошкольников в учебной деятельности;
• будут выделены психолого-педагогические типы сформированности позиции старших дошкольников в учебной деятельности;
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 8
1.1. Понятие учебной деятельности 8
1.2. Формирование учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте 9
1.3. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода 14
1.4. Роль индивидуально-дифференцированного подхода в формировании учебной деятельности старших дошкольников 16
Выводы по I главе 18
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДУ 20
2.1.Диагностика индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников 20
2.2. Технология формирования учебной деятельности на основе диагностика индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников 31
2.3. Результаты экспериментального обучения 39
2.4. Рекомендации 41
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Использованная литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М., 1968.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. - М., 1956.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1957.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
- Дубiнiн, Д.У. МАЯ РОДНАЯ СТАРОНКА: ДАПАМОЖНIК ДЛЯ ПЕДАГОГАЎ ДАШКОЛЬНЫХ УСТАНОЎ /Д.У. Дубiнiн, Д.М. Дубiнiна.- Мн. : Полымя, 2000. - 116 с. – 208 р.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. - М., 1978.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М., 1986.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Ляшук, В. М. I ПРАРАСТАЮЦЬ СЛОВЫ: ДАПАМ. ДЛЯ ПЕДАГОГАЎ ДЗIЦЯЧЫХ ДАШКОЛЬНЫХ УСТАНОЎ /В.М. Ляшук.- Мн. : Нмцэнтр, 1997. - 175 с. - 13400р.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. - М., 1986.
- Мухина B.C. Детская психология / Под. ред. Л.А. Венгера. 2-е изд. - М., 1985.
- Словарь иностранных слов / В.В. Бурцева (ред.), Н.М. Семенова (ред.). — 4-е изд., стер. — М. : Русский язык-Медиа, 2007. — 819 с.
- Словарь русского языка: В 4 т. / РАН; Институт лингвистических исследований / А.П. Евгеньева (ред.) — 4-е изд., стер. — М. : Руссский язык, 1999. - Т. 1 : А-Й. — М. : Руссский язык, 1999 — 702с.
- Старжынская, Н.С. ДЗІЦЯЧЫ САД - ПАЧАТКОВАЯ ШКОЛА: НАКІРУНКІ ПЕРАЕМНАСЦІ /Н.С. Старжынская // Пачатковая школа.- 2003 .- № 5.- С.4-7.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1981.
- Эльконин Д.Б. Избр. психол. тр.. - М., 1989.
- Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. - Вып. 2.