Развитие творческих способностей взрослых с помощью тренинга креативности
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Развитие творческих способностей взрослых с помощью тренинга креативности "
Автор работы: Юлия
Страниц: 89 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования
Развитие активной творческой личности – одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, направленного на развитие творческого потенциала, творческих возможностей личности, лежит в основе многих современных подходов к образованию.
На современном этапе развития науки и образования исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований.
В частности, одна из важнейших задач практического руководителя заключается в том, чтобы помочь человеку воспользоваться его собственными творческими возможностями для решения стоящих перед ним задач и для достижения его целей.
Проблема творчества долгое время изучалась в связи с творческими способностями и талантами в определенных сферах деятельности, что на долгие годы поставило знак равенства между творчеством и исключительностью.
Различные определения творчества сходятся в том, что творчество – это привнесение в мир чего-то нового. Однако сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима. И реализация индивидуальности – т.е. ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств – уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).
Интеллектуальный потенциал и творческие способности - одно из решающих факторов социального развития.
Система дополнительного образования взрослых активно функционирует, особенно в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург. Существует множество учебных центров, студий, досуговых учреждений, деятельность которых направлена на профессиональное обучение с учетом интересов и возрастных особенностей.
Несомненно, существуют некоторые тенденции к изучению деятельности изобразительных студий (Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова), но происходит это в основном в рамках детских досуговых учреждении. Вместе с тем, из поля зрения исследователей выпадает изучение аналогичной деятельности в сфере функционирования студий для взрослых.
Содержание работы
Введение 3
1 Проблема творческих способностей в современной педагогике и психологии 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность творческих способностей 7
1.2 Условия формирования творческих способностей 19
1.3 Структура творческих способностей 21
1.4 Творческие способности и креативность 25
2 Тренинги креативности как средство развития творческих способностей взрослых 38
2.1 Креативность как социально-психологический феномен 38
2.2 Практические задания для развития креативности 46
2.3 Влияние тренинга на развитие творческого мышления сотрудников организации 59
Заключение 77
Список используемых источников 79
Приложение
Использованная литература
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 2010. – 237 с.
- Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: "Академический проект", 2007. – 335 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. –М., 1982.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 1996.
- Бегидова, С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С.Н. Бегидова. – Майкоп, 2001.
- Берн Э. Трансактный анализ в группе. – М.: Лабиринт, 1994. – 176 с.
- Богданова,Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Роспедагенство, 1994. – 48с.
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д.Б. Богоявленская. – М., 1983.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 211с.
- Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: "Социально-психологический центр", 2006. – 380 с.
- Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). – Киев: КГПИИЯ, 2001. – 187 с.
- Ванцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Ванцвайг. – М., 1990.
- Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 123 с.
- Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. – Деп. в ИТОП РАО, № 20-96. – М., 2006. – 24 с.
- Вачков И. В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. – 2005. – № 3. – с. 73-84.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учебное пособие. - 2-е изд., перораб. и доп. - М.: Изд-во "Ось - 99", 2000. - 224 с.
- Введение в практическую социальную психологию / Л. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. Л. Петровская и др. / Под ред. Ю. М. Жукова. – М.: "Смысл", 2006. – 373 с.
- Виленский, М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: учеб. пособие / М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева. – М., 1993.
- Виленский, М.Я. Профессионально-творческое развитие специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения / М.Я. Виленский, С.Н. Бегидова. – М.; Иркутск, 2004.
- Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Современное слово, 1998.– 480с.
- Габрусевич, С. От деловой игры – к профессиональному творчеству / С. Габрусевич, Г. Зорин. – Минск, 1989.
- Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. –М: Изд-во «Искуство», 1967. -292с.
- Горюнова, Т.А. Путь к профессии учителя / Т.А. Горюнова, И.Ш. Королева.– М., 1981.
- Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2. – М.: Луч, 1993. – 72 с.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 2010. – 166 с.
- Ермаш, Г.Л. Искусство как мышление / Г.Л. Ермаш. – М.: Искусство, 1982. – 276 с.
- Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. ЛГТУ, 2000. -201с.
- Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 2009. – 199с.
- Игры – обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
- Калошина, И.П. Психология творческой деятельности / И.П. Калошина. – М., 2003.
- Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль: Яросл. НПЦ "Психодиагностика", 1992. - 66 с
- Кожин, В.И. Менеджмент в физической культуре и спорте: учеб. пособие / В.И. Кожин. – Ростов н/Д, 2002.
- Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 2007. – 144 с.
- Коротаева Е. В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. – Екатеринбург, 2005. – 31 с.
- Кыштымова И.М. Методы психодиагностики творческих способностей человека. –Иркутск, 2003. – 189 с.
- Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М.; Воронеж, 1998.
- Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М., 1991.
- Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976. – 311с.
- Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978. –189с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. - СПб., 1997. - 214 с.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологичсском тренинге. – Киров, 2005. – 152 с.
- Моляко, В.А. Психология творчества и подход к одаренности /В.А. Моляко // Вопросы психологии. – 1994. № 5.
- Мотков, О.И. Психология самопознания личности: практическое пособие / О.И. Мотков. – М.: Треугольник,1993. – 198с.
- Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров / С.Д. Неверкович. – М., 1995.
- Ниренберг, Дж.И. Искусство творческого мышления / Дж.И. Ниренберг. – Минск, 1996.
- Петровская Л. Л. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд. МГУ, 2009. – 216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. - М: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304с.
- Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения). Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1987. – 201 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества перспективного развития / Я. А. Пономарев // Психология – 1994. № 6.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс. 1996. – 440 с.
- Психология. Словарь / Под общей ред. Л. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Рибо, Т. Творческое воображение / Т. Рибо. – СПб., 1989.– 190 с.
- Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. ст. «Художественное творчество». Сборник. - Л., 1983, - с.105-122.
- Рубцов, В.В. Основы социальной генетической психологии. /В.В. Рубцов. – М.: Академия, 1991. – 217с.
- Самостоятельная работа студентов факультетов физ. культуры по дисц. предметной подготовки. – М., 2003.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998.
- Столович, Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. / Л.Н. Столович. – М., 1987.-176с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.- 423с.
- Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В.А. Трайнев. – М., 2002.
- Хрестоматия по телесно-opиентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. – М.: НПО "Психотехника", 1992. – 108 с.
- Шадриков В. Д. Духовность и творчество. Основные современные концепции творчества и одаренности. / под ред.. Богоявленской Д. Б. _М.: «Мол. Гвардия», 1997. – 345 с.
- Штарке, К. Студенты. Становление личности / К Штарке. – М., 1934.
- Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007. – 501с.
- Якобсон, П.М. Процесс творческой работы изобретателя / П.М. Якобсон. – М., 1934.
- Яковлев, В.А. Диалектика творческого процесса в науке / В.А. Яковлева. – М., 1979.