Особенности произносительной стороны речи дошкольного возраста детей с ОНР
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Особенности произносительной стороны речи дошкольного возраста детей с ОНР"
Автор работы: Елена
Страниц: 34 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Развитие речи в онтогенезе
Процесс становления речи у детей волновал логопедов, психологов и психолингвистов. С. Н. Шаховская и В. С. Кочергина описали развитие речи детей в процессе онтогенеза (онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни ) в книге «Расстройства речи у детей и подростков». В частности, авторы подчеркнули, что речь не является врожденной способностью, она связана с социальным развитием человека, осуществляющимся в процессе онтогенеза. Развитие речи зависит от состояния путей и центров головного мозга, а также всей высшей нервной деятельности в целом; нормальное развитие речи происходит параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Степень и характер развития речи обычно служат показателями общего развития ребенка .
Чтобы вовремя обнаружить те или иные отклонения в развитии речи ребенка, нужно иметь четкое представление о его этапах и их осбенностях.
В теории и практике логопедии этапам становления речи в норме уделяется достаточно много внимания. Становление речи у детей подробно исследовано в работах А. П. Гвоздева, А. А. Леонтьева, Г. Л. Розенгард-Пупко, Т. Н. Ушаковой, И. М. Румянцевой и др.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Так, А. Н. Гвоздев досконально изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
I период – период состоящий из аморфных слов-корней (1г. 3 мес. – 1г. 10 мес.);
II период – усвоения грамматической структуры предложения (1г. 10 мес. – 3г.);
III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (3-7 лет) – ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения .
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет всего 2 этапа формирования речи: до 2-х лет – подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи .
Изучив труды А. Н. Леонтьева , можно выделить четыре периода речевого развития, с описанием симптомов, которые будут необходимы педагогу для общения с ребенком.
Остановимся более подробно на этих четырех периодах :
1-ый – подготовительный (с момента рождения до года);
2-ой – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-ий – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-ый – школьный (от 7 до 17 лет).
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года, до того как ребенок научиться говорить). В этот период происходит подготовка к овладению речью. Как отмечает психолог С. Л. Рубинштейн, ребенок приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих .
Первыми с момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач, как считает логопед Т. Б. Филичева, способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного .
Через две недели после рождения ребенок уже начинает реагировать на голос говорящего – прислушивается, когда к нему обращаются, перестает плакать. Затем он начинает следить за говорящим глазами или поворачивать голову в его сторону.
У ребенка, которому почти 2 мес., появляется гуление. Первые звуки, которые издает ребенок, по своему фонетическому составу приближаются к гласным: и, е, у; к ним также прибавляется звук в виде придыхания, близкий к х и к гортанному р. Далее, из согласных, первыми появляются губные м, п, б; затем – зубные д, т, и, наконец, шипящие .
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Произносительная сторона речи 14
1.3. Понятие общего недоразвития речи 19
1.4. Классификация уровней детей по заболеванию 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Использованная литература
- Александров Ю. И. Основы психофизиологии / Ю. И. Александров – М.: Инфра – М., 1997. – 432 с.
- Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
- Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
- Базылевич Т. Ф. К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника / Т. Ф. Базылевич, Т. В. Колядина // Мир психологии. – 2007. – №4. – C. 189-201.
- Вершина О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О. М. Вершина. – М.: Просвещение, 2003. – 246 с.
- Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144 с.
- Выготский Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
- Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. – М.: КомКнига, 2005. – 320 с.
- Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 8-10.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей / Н. С. Жукова. – М.: Союз, 2008. – 142 с.
- Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
- Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие / [Зайцева Л. А., Зайцев И. С., Левяш С. Ф., Ясова И. Н.]. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
- Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе / А. И. Иванова // Логопед. – 2006. – № 3. – С. 24-31.
- Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.
- Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. – М.:МПСИ, 2004. – 534 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев, 4-е изд., – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
- Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. О. В. Правдиной. –М.: ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой,– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 703 с.
- Методы обследования речи у детей / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2006. – 240 с.
- Особенности речевого развития в раннем возрасте у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция. Методические рекомендации / [Володин Н. Н., Шкловский В. М., Заваденко Н. Н., Медведев М. И., Рогаткин С. О., Асмолова Г. А.] – М, 2005. – 48 с.
- Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Экономика, 2007. – 304 с.
- Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
- Психологические и психофизические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М.: Наука, 1985. – 241 с.
- Розенгарт-Пупко Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. И. Розенгарт-Пупко. – М.: Смысл, 2003. – 178 с.
- Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е. Н. Российская, Гаранина Л. А. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
- Рубинштейн С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
- Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. – М.: Логос, 2004. – 319 с.
- Словарь иностранных слов. – 11-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 1984. – 608 с.
- Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. – № 5. – С. 4-16.
- Филичева Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989, – 239 с
- Шаховская С. Н. Развитие речи детей в процессе онтогенеза / С. Н. Шаховская, B. C. Кочергина // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 2001. – 524 с.