Воспитание познавательного интереса у детей с нарушением зрения
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Воспитание познавательного интереса у детей с нарушением зрения "
Автор работы: Юлия
Страниц: 23 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность проблемы определяется потребностью совершенствовать познавательный интерес детей с нарушениями зрения в процессе их развития.
Одной из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих является трудность общения с ними, особенно в смешанных коллективах (Л.В.Егорова, А.Г.Литвак, В.А. Феоктистова и др.). Сужение сферы использования зрительного восприятия у слабовидящих в общении не только затрудняет, но даже делает невозможным восприятие окружающего мира.
Проблема формирования познавательного интереса у детей с отклонениями в развитии еще не получила достаточного расскрытия в коррекционной психологии и педагогике. Вместе с тем психологи в разное время уделяли достаточно много внимания становлению личности аномального ребенка в процессе различных видов деятельности. Выявлено, что психика аномального ребенка развивается по тем же основным законам, что нормально - развивающегося (Р.М. Боскис, 1965; Т.А. Власова, 1972; Л.С. Волкова, 1972; Л.С. Выгодский, 1983; М.И. Земцова, 1956; В.И. Лубовский, 1971; А.Г. Зикеев, 1993; Н.М. Малофеев, 1996; Д.М. Маллаев, 1993; Г.В. Никулина, 1994; Л.И. Плаксина, 1998; Л.И. Солнцева, 1978; Л.А. Семенов, 1989; Е.А. Стребелева, 1992; Б.К. Тупоногов, 1996; В.А. Феоктистова, 1982; Т.Г. Чиркина, 1988 и другие). Но вместе с тем процесс развития ребенка с нарушением зрения имеет свои специфические особенности.
Глубокие нарушения зрения способствуют более позднему становлению ведущей деятельности и появлению различных личностных отклонений. Нарушение зрения ограничивает усвоение предметных действий, что замедляет овладение игровой деятельностью и отрицательно сказывается на развитии слабовидящего ребенка.
Методологическая основа. Работа опирается на исследования общей и детской тифлопедагогики.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Основные положения обучения и воспитания детей с нарушением зрения 5
1.1. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения 5
1.2 Проблемы интеграции слепых и слабовидящих 7
Глава 2. Специфические особенности воспитания рознавательного интереса у слабовидящихдетей 10
2.1. Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения 10
2.2 Обучение общению ребенка с зрительной патологией 14
2.3 Роль игры в воспитании детей с нарушением зрения 18
Заключение 22
Список литературы 23
Использованная литература
- Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
- Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у детей: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - М.: Школа-Пресс, 2001 – 294 с.
- Ермаков, В. П., Якунин, Г. А. Основы тифлопедагогики [Текст] //М., Владос, 2002 – 238 с.
- Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
- Корнилова И.Г. Личностное своеобразие и его роль в процессе социализации подростков с патологией зрения // Дефектология, №2, 2001, с. 3—12.
- Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев, 1991 – 327 с.
- Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.
- Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - 210 с.
- Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 2001.- № 2.- С.84-88.
- Ростомашвили И. Е. Личностные особенности подростков с нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - С.79-80.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 1997. - 121 с.
- Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения.- М.: Полиграф-Сервис, 1999. - 180 с.
- Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1982. - С.43-56.
- Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. - М.: АПК и ПРО, 2001 – 298 с.
- Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. - СПб., 2005 – 193 с.