Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР"
Автор работы: Юлия
Страниц: 61 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.
Анализ речевой продукции дошкольников с ЗПР различного генеза свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме.
Особое внимание в формировании связной речи необходимо уделять при прове¬дении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития с целью недопущений дальнейших проблем речевой функции. У детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в формировании навыков описательно-по¬вествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пере¬сказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).
Целенаправленное формирование связной речи требует углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность темы дипломного исследования подтверждается тем, что в логопедии делается особенный акцент на развитие связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста, как показатель их подготовленности к обучению в школе. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать особенности коррекционной логопедической работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
- рассмотреть теоретическое состояние проблем связной речи дошкольников с ЗПР;
- на практическом примере провести исследования особенностей связной речи дошкольников с ЗПР;
- разработать пути формирования связной речи дошкольников с ЗПР.
Объект исследования - состояние связной речи у до школьников с ЗПР.
Предмет исследования – коррекционная логопедическая работа по формирование связной речи у дошкольников с ЗПР.
Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что если у детей с ЗПР ограничена возможность использования связной фразовой речи в процессе учебной и игровой деятельности, то, при создании определенных психолого-педагогических условий улучшается связь между элементами сообщения, повышается способность составления развернутых синтаксических конструкций.
Методы исследования:
- теоретические – анализ литературы по проблеме, синтез результатов исследований авторов по проблематике;
- эмпирические – изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.), выбор методов исследования, определение выборки, психологическая диагностика, статистическая обработка и интерпретация полученных данных.
Научная новизна и практическая значимость исследования – заключаются в теоретическом обобщении материала по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, а также в выработке практических подходов к коррекции связной речи у детей с ЗПР.
.В работе использованы учебные пособия по логопедии, специальной психологии и педагогике, логопсихологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Дипломная работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 5
1.1. Сущность связной речи 5
1.2 Особенности связной речи дошкольников с задержкой психического развития 7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 16
2.1. Организация экспериментального исследования 16
2.2. Научно-теоретическое обоснование констатирующего эксперимента 17
2.3. Методика констатирующего эксперимента 19
2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
Глава III. Направления коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ЗПР 31
3.1.Научно-теоретическое обоснование формирующего эксперимента 31
3.2.Методика формирующего эксперимента 35
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЯ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Использованная литература
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С.Лебединской. - Москва. Педагогика, 1982
- Антипина А,Н, Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// Начальная школа. - 1993. - № 2. - с. 60-64
- Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и дошкольников, - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. – 640с.
- Бабина Т.В., Н.Ю. Сафонкина. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у дошкольников с общим недоразвитием речи// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - № 4 - 2002.
- Борисова В.А.Проблемы изучения речи, - М.: РАО, 1994. – 392с.
- Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - Москва. 1985
- Власова Т.А. Каждому ребёнку – надлежащие условия воспитания и обучения.//Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная педагогическая академия, 1995. – с. 73-81
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. - Москва. 1995. – Т. 5.
- Гербова В.В. Речь детей с психическими отклонениями, - М.: Просвещение, 2002. - 145 с.
- Гербова В.В. Развитие речи, - М.: Просвещение, 2004. – 207с.
- Гербова В.В. Речевые нарушения, - М.: Гардарика, 2006. – 490с.
- Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой, - М.: РАО, 1997. 136 с.
- Исаев Д.И. Психическое недоразвитие у детей, - Л.: НИВА, 1999. – 241 с.
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С Логопсихология, - М.: Академия, 2007. – 343с.
- Капустина Т.Н. Использование тетради для занятий родителей с дошкольникам// «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», - № 6 - 2006 г.
- Короткова Э.П. Ребенок с ЗПР, - М.: Просвещение, 2002. – 304c.
- Краузе Е.Н. Логопедия.- М, 2002.
- Кушнир В.А. Логопедия, - М.: Олма-пресс, 2007.- 393с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - Москва. Просвещение, –1990. – 143 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, - М.:Просвещение, - 2004. – 160с.
- Мастюкова Е.М. Особенности воспитания и обучения детей с задержкой психического развития, - М.: Аст, 2008. – 438с.
- Обучение детей с задержкой психического развития./ Под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск. 1994. – 128 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная педагогическая академия, 1993. – с. 81-93.
- Пекелис Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними.// Дети с временными задержками развития./ Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - Москва. Педагогика,1971. – 208 с.
- Поваляева М.П. Справочник логопеда, - Ростов-на-Дону:Феникс, 2007. – 445с.
- Попугаева М.К. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96.
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах, - Мн.:Аверсев, 2006. – 128с.
- Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми с ЗПР // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 127-140.
- Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Нетребиной Т.Г. -М., 2004.
- Слепович Е.С. Исправление речи у детей, - Мн.: Народная асвета, 2001. – 163с.
- Специальная педагогика./ Под ред. Н.М.Назаровой. - Москва Академ А, 2001. 400 с.
- Стадненко К. М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя, - М.: ИНФРА-М, 2001. -213 с.
- Технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР./ Под ред. С. Г. Шевченко. - Самара. !998.
- Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, - Мн.: Книжный дом, 2003. – 344с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей, - М.: Альфа, 2002.— 103 с.
- Худенко Е., С.Шаховская, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
- Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей – М.:АРКТИ, 2004.